Дедушкин архив

Мария Косарева, директор по маркетингу Infiniti, и ее семейный проект

Я родилась в московской актерско-режиссерской семье: папа был кинорежиссером, актером, писал стихи, из которых родились песни, ставшие хитами. Мама – актриса театра и кино. Дедушка по папиной линии был фотографом. Так как родители все время были на гастролях или съемках, в двухнедельном возрасте меня отдали на воспитание бабушке и дедушке, которые меня и вырастили. 

У бабушки были свои планы на меня – она мечтала, чтобы я играла на рояле, знала несколько иностранных языков, преподавала их, а лето проводила на каникулах в шляпе с книжкой на даче. И с шести лет я уже играла на пианино, а с восьми – готовилась поступать в иняз: активно учила английский язык, а позже и французский. 

Родители с бабушкой не спорили и оказывали всестороннюю поддержку. Но в подростковом возрасте я заявила родителям, что все же хочу быть певицей или актрисой, и даже пыталась выступать на концертах в составе школьной группы. И тогда родители сказали, что моя актерская карьера случится только «через их труп». Так что иняз все же окончила. За время обучения поняв, что преподавать я не готова, а хочу заниматься чем-то на стыке творчества и бизнеса. 

На четвертом курсе, попав на стажировку в США, я начала писать диплом по лингвистике рекламных текстов и осознала, что хочу быть маркетологом. Вернулась в Москву. И восемь лет проработала в международных рекламных агентствах в Москве и в Лондоне, а потом, получив диплом MBA, вышла на должность директора по маркетинговым коммуникациям в Infiniti. 

Конечно, периодически я возвращаюсь к своим мечтам: хожу на вокал, но пою только для себя. Как-то раз я взяла длинный отпуск и отправилась в Нью-Йорк, поступила на режиссерский короткий курс в киноакадемию и даже сняла короткометражку. Плюс вот уже более 15 лет занимаюсь дедушкиным архивом: работаю с историками, музеями, галереями, театрами. А еще веду благотворительный фотопроект «Пес на счастье», который помогает собакам из приютов найти свой дом.

Своего дедушку Бориса Косарева я очень любила и много времени проводила с ним. Он встречал меня после уроков, провожал в музыкальную школу, носил за мной мешочек с обувью. На шее у него всегда висел фотоаппарат. Всегда! И я постоянно была под прицелом его фотообъектива. Не так давно я разбирала свои личные фотоархивы, и моя помощница сказала, что я могла бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса по числу детских фотографий.

В свободное от меня время деда, как правило, можно было застать на втором этаже нашего старого дома, где он писал – воспоминания, рассказы, иногда стихи. Очень любил футбол – всегда готовил себе большой кусок докторской колбасы, чтобы, уткнувшись в экран телевизора, болеть от всей души! У него в архиве, кстати, большое количество фотографий с футбольных матчей, в частности есть снимки легендарного товарищеского матча – самой первой игры советской и английской сборных в 1958 году. 

Сейчас я осознаю, что фотография не была его работой – это было призвание, страсть, без которой он не мог жить. В том, что он делал, было столько счастья – это нельзя было упаковать в слово «работа». Поэтому популяризация семейного наследия деда для меня очень личная история. В какой-то момент я осознала, что осталась с огромным количеством антресолей и на даче, и в московской квартире – все они были забиты фотографиями, негативами, альбомами, химикатами, фотобумагой… Дедушки уже давно не было (его не стало, когда мне было 13 лет), и я вдруг поняла, что хочу показать работы фотографа Бориса Косарева миру, рассказав его историю любви к жизни в столь непростое время. 

Работа над дедушкиным наследством привела меня и в крымские дворцы, где проходила Ялтинская конференция, и в Кембридж, где хранится архив Уинстона Черчилля. Я познакомилась с невероятными людьми, включая историков, писателей, наследников исторических фигур. 

Чуть больше года назад тема Ялтинской конференции 1945 года, запечатленная фотоаппаратом Бориса Косарева, послужила вдохновением к спектаклю «Большая тройка», поставленному в Малом театре Андреем Житинкиным. При этом идея сотрудничества с театром возникла у меня случайно. Спектакль к тому моменту уже шел в театре. На улице я увидела театральную афишу, написала в Малый театр, и очень быстро мы с руководителем музейно-информационного центра Татьяной Крупенниковой придумали экспозицию и фильм-интервью, в котором я рассказываю про архив деда и про Ялтинскую конференцию глазами моего деда. 

Перед первым спектаклем «Большая тройка» этого театрального сезона мы сделали презентацию экспозиции, на которую я принесла жемчужину своей коллекции – фотоальбом – фотоотчет о Ялтинской конференции, который дедушка сделал для Сталина, Рузвельта и Черчилля. Экземпляр Сталина хранится у меня, так как вождь его дедушке отдал сам, объяснив, что не хочет хранить никаких воспоминаний об этом событии у себя. Альбом создает ощущение раскадровки к фильму о конференции. 

В прошлом году мы сделали две выставки, приуроченные к 110-летию фотографа, в этом году у меня пока нет конкретного плана, но абсолютно точно я продолжу заниматься архивом. В моих планах издание общего фотоальбома, а также подарочное издание «Сталинского альбома» большого формата – такая современная версия дедушкиного фотоотчета того времени. Общаюсь пока с разными издательствами на эту тему. 

Но, пожалуй, один из самых интересных проектов на повестке дня – художественный фильм о фотографе в рамках Ялтинской конференции, который будет основан на реальных событиях из жизни деда. Синопсис уже готов, идет работа над сценарием.  

Читайте также