Клуб livre d’artiste в Москве: адрес

О целях и смыслах проекта рассказывает его куратор Борис Фридман

В начале февраля в центральном офисе ГК Ланит открылось постоянное выставочное пространство для демонстрации работ величайших художников ХХ века в изданиях livre d’artiste из собрания основателя компании Георгия Генса.

После внезапной смерти Генса-старшего в апреле 2018 года управление холдингом взял на себя его сын Филипп (редкий случай, когда владелец бизнеса успел при жизни подготовить наследника, способного не только возглавить дело отца, но хранить и развивать его коллекцию).

Идейным вдохновителем проекта популяризации наследия Георгия Генса стал близкий друг и куратор его собрания, коллекционер Борис Фридман. О планах создания Клуба livre d’artiste он и рассказал корреспонденту «Как потратить».

Е.Б.: Сейчас многие коллекционеры задумываются об открытии собственных частных музеев. Вы планируете двигаться в этом направлении?

Б.Ф.: Явление livre d'artiste, безусловно, достойно музея. И рано или поздно это обязательно произойдет. Но у нас пока нет таких амбиций. В наших планах скорее создание клуба – творческие встречи с художниками, искусствоведами, собирателями произведений искусства. Начиная с 2012 года вместе с Георгием мы провели более десяти выставок в музеях Москвы, но это первая, постоянная экспозиция, которая будет представлена непосредственно в офисе Ланит. Мы создали современную, великолепно оборудованную выставочную площадку, где будем показывать работы художников из коллекции Георгия Генса. Сотрудники компании, партнеры и просто любители графического искусства смогут встречаться здесь с ценителями и коллекционерами livre d’artiste, чтобы ближе познакомиться с этим жанром.

Е.Б.: В последнее время вы много делаете для его популяризации. И все же, для непосвященных – что такое livre d’artiste ?

Это чисто французское явление, которое можно описать одним словом – Монпарнас. В основе его уникальная ситуация, когда в 10-20-х годах прошлого столетия в Париже собралась творческая элита со всего мира. Этот жанр стал способом их творческого общения и недооцененным направлением в искусстве XX века, в которое были вовлечены практически все первые имена. Пикассо, Лоран, Леже, Массон, Дали, Шагал, Кислинг, Делоне, Цадкин, Роден, Джакометти и многие другие охотно работали в этом жанре. Если подбирать метафору, livre d’artiste – оркестр, где каждый исполнитель – первая скрипка! Это единственный вид искусства, который создавался, без преувеличения, сотворчеством гениев, как минимум пяти человек: художника, печатника, типографа, автора текста и издателя. Крупнейшие музеи мира гордятся своими обширными коллекциями livre d’artiste. К большому сожалению, нашу страну это направление обошло стороной.

Е.Б.: Livre d’artiste – эти два слова в переводе означают «книга художника», но вы настаиваете на том, что следует использовать только французский вариант. Поясните, что делает этот жанр непохожим на обычные книжные иллюстрации?

Принципиальное различие с иллюстрированной книгой состоит в том, что там задача картинки помочь понять и образно воспринять содержание. Здесь же абсолютно иная ситуация – на первый план выходят работы художника. Это издания c оригинальной печатной графикой – офорт, литография, или ксилография. Поэтому книги не переплетаются, страницы просто вкладываются в футляр.Там есть текст, но он скорее становится элементом дизайна и может быть не связан с изображениями. Это работы с ограниченным тиражом, подписанные художником. Они никогда не повторяются и не переиздаются.

Е.Б.: Вас не смущает, что выставочное пространство очень камерное и способно вместить небольшое количество посетителей?

Скорее наоборот. Выбор помещения обусловлен спецификой экспозиции. И это воплощение моего представления о том, как надо показывать работы художников в жанре livre d’artiste. Наибольшее впечатление они производят, если созерцать их в камерной обстановке, имея возможность рассмотреть каждую работу с близкого расстояния.

Особо хочу отметить передовые технологические решения созданного нами пространства. Сложнейшая конструкция демонстрационных витрин создает возможность легко менять экспозицию. Пятиметровые бесшовные стекла, почти невидимые магниты для крепления экспонатов – ничего подобного нет ни в одном музее мира. Современные охранные системы, специальное освещение.

Помимо организации выставок, одной из важных задач Клуба livre d'artiste станет издательская деятельность. Мы уже начали этот процесс и в апреле представим первое издание. Это будут литографии Леонида Тишкова и стихотворение Всеволода Некрасова «Луна Тишков», написанное под впечатлением посещения выставки художника. На титульном листе вместо имени издателя - Клуб livre d’artiste.

Е.Б.: Что вы подготовили к открытию клуба?

Эта экспозиция «крупными мазками» показывает путь коллекционера от первой книги – оригинального издания livre d’artiste «Записки Казановы» с литографиями Сальвадора Дали, – до последней выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина с участием Георгия Генса.

Первым делом в полутемном зале луч света освещает стенд с описанием проекта и фотографией Георгия Генса на фоне выставки в Манеже с литографиями Родена. В свое время он двумя руками поддержал мою идею организации выставок. Они проходили в Пушкинском музее, в Ельцин Центре, в доме-музее Пикассо в Малаге… Его роль в этом процессе огромна. Благодаря его финансовой поддержке к каждой экспозиции были изданы каталоги высочайшего качества.

Вся эта история – посвящение одному человеку, Георгию Генсу. Здесь все про него, и это все о нем
Борис Фридман
Куратор собрания, коллекционер

Как любому увлеченному коллекционеру, ему всегда хотелось делиться своим достоянием, показывать коллекцию широкой публике. И наша клубная история – продолжение того, что, я уверен, хотел бы сделать он.

На втором стенде представлена одна из любимых книг Георгия – пьеса Фернана Кроммелинка «Великолепный рогоносец» с офортами Пабло Пикассо. Она, кстати, была переведена на русский язык, и в 1920 году ее поставил Мейерхольд. Тут я хочу вернуться к метафоре оркестра и уникальной роли печатника в создании этих художественных объектов. Во Франции все офорты Пикассо печатали гениальный Роже Лакурье и его талантливый ученик, сын автора пьесы Альдо Кроммелинка.

Когда вы видите офорт или литографию, помните, что у любой подобной работы есть два автора – художник, который создал изображение, и печатник, который нам его показал. Первый оттиск они делали вместе, добиваясь идеального качества. Художник ставил на нем свою подпись и отметку «в тираж». А дальше все зависело от филигранной техники печатника.

И третья витрина для нас, пожалуй, самая важная. Поэма Гете «Прометей» с литографиями Генри Мура – это фрагмент выставки в Пушкинском музее, которая называлась «Скульпторы в изданиях livre d’artiste». Среди прочих там был еще один уникальный экспонат – последняя работа Джакометти «Париж без конца», 150 литографий! Он начал писать текст, но ушел из жизни, не успев закончить его. Из 16 отведенных полос текста хватило только на 10. Издатель оставил в книге 6 пустых листов. Так она и демонстрировалась на выставке, открытие которой состоялось 25 апреля 2018 года. Через 5 дней Георгия Генса не стало.

Идея создания здесь в группе компаний Ланит Клуба livre d’artiste – дань памяти ему. Вся эта история – посвящение одному человеку, Георгию Генсу. Здесь все про него, и это все о нем. И мы надеемся, что она станет продолжением увлечения Георгия собирательством изданий livre d’artiste и получит свое интересное развитие.

Постоянное выставочное пространство работает в помещении штаб-квартиры ГК Ланит по адресу: Москва, Мурманский проезд, д. 14, к. 1.

Читайте также