Инвестиции в саморазвитие: мнение

Паломничество по России как способ познать себя и мир

Паломнический туризм – восходящий тренд в путешествиях. Набирает популярность и новое направление – так называемый ретрит-travel с обучающими семинарами.

«Ведомости. Как потратить» встретились с мастером Дхармой Сумираном – философом и популяризатором восточных практик, учителем Адвайта Веданты, и решили узнать, в чем смысл подобных путешествий и есть ли такие маршруты в России.

В списке твоих туров значатся многие страны помимо традиционных регионов распространения восточной философии (Индия, Шри-Ланка, Вьетнам, Индонезия). Куда заглядывали? 

Мы проехали по Израилю, Турции, Германии, Италии, Австрии. В каждой стране можно найти места, которые связаны с духовными традициями. А также свои природные места силы.

Человек в другой стране сталкивается с определенным видом запрограммированности местных жителей их культурной средой. И через это легче увидеть стереотипы, в которых живет он сам. Это сталкинг, прикладная психология.

Ты показываешь страны, регионы, этносы, культуру народов через медитации, через духовные практики. Полагаешь, этот тренд будет развиваться? 

Сегмент людей, которые любят путешествовать, практикуют, за последние годы стал довольно большим. Эти люди интересуются такой комбинацией: медитации, семинары, практики и путешествия. То есть это уже не просто туристическая поездка.

В наших поездках обязательно включена медитация, которая идет через все путешествие. Через призму медитации человек может увидеть новые места, людей, получить эстетическое удовольствие в путешествии. 

Я бы говорил о том, что на рынке туризма возник запрос на создание целевых турагентств.

Вокруг тебя много людей – успешных, состоятельных, состоявшихся. Что они ищут?

Когда человек действительно успешный, у него возникает желание делиться тем, чего он достиг и что у него получается. Это некий критерий. Возникает взаимообмен. Людям это нравится. Это обогащает ту среду, в которой мы общаемся, путешествуем. Для меня это часть концепции моих семинаров: win-win. 

Ты и твои адепты, студенты – совмещаете духовные практики и не отрицаете, а даже вполне приветствуете материальное процветание и успех. Это совместимо? 

Эта ложная идея несовместимости или противоречия с материальными благами когда-то была внедрена, чтобы создать конфликт. Понятие духовности сейчас во многом профанировано. Я бы говорил об осознанности.

Я ставлю знак равно между словами осознанность и духовность. Если мы говорим, что духовность – это любовь, доброта, свобода, то таким образом это может противоречить успеху в материальном мире? 

Инвестиции в духовное развитие – хорошая идея?

Когда мы говорим об инвестициях, то основной показатель того, насколько хороша инвестиция – это ее сохранность.Мы видим, что в материальном мире нет абсолютной стабильности. Почти все инвестиции имеют риски. А инвестиция в духовность чем интересна? Первое: она является полностью гарантированной, стабильной. 

Второе. Если мы возьмем подход, рассматривающий путешествия души, сознания через многие жизни, то это единственный капитал, который мы инвестируем на все жизни. Навыки генетические, психологические мы тоже берем с собой. Осознанность – это часть капитала, которая переносится из жизни в жизнь. 

Это уникальный продукт. Если уж люди начинают смотреть не в рамках одной жизни, это прекрасная инвестиция. Беспроигрышная. Даже в рамках одной жизни это меняет жизнь к лучшему. Я иногда спрашиваю учеников: «Дала ли что-то практика осознанности? Помогло ли?» Все люди, которые занимаются давно и серьезно, говорят, что безусловно. Практически всегда говорят, что это тот капитал, который поддерживает. Я это знаю и по себе.

Если на Востоке мы больше ходим по храмам, святыням, то Россия – это путешествия по природным местам
Дхарма Сумиран
философ и популяризатор восточных практик

Минувшие два года ты волей судеб (пандемия) развивал внутренний туризм во всех смыслах этого слова. Я говорю и о «путешествии в себя», и о внутрироссийском туризме. Есть потенциал для саморазвития в России?

Россия для меня – это природные места силы. Как, например, горы Алтая или Северной Осетии, или удивительное озеро Байкал.

Если на Востоке мы больше ходим по храмам, святыням, то Россия – это путешествия по природным местам. 

Из последних я бы выделил поездку в Бурятию, где было посещение многих дацанов, общение с буддистскими ламами.

В этом году мы планируем повторить Бурятию, Алтай. В частности, есть идея маршрута «Тункинская долина. Путь здоровья от Байкала до Хубсугула», который поможет поставить на паузу нескончаемый внутренний диалог, упорядочить хаос мыслей, наполнить внутренние резервы и укрепить здоровье. 

Да, плотность храмовых застроек на Востоке намного больше. Интенсивность этой энергии медитации в Индии конечно выше, чем в России. Но мне нравится, что эту интенсивность мы можем создавать сами. 

За годы путешествий по Востоку с опытом разных стран и традиций мы набрали внутренний потенциал, накопили ресурс, позволяющий намаливать места.

Это уже не поехать куда-то и воспользоваться готовым продуктом, а создать свой продукт и поделиться с нашей страной.

Читайте также