Новая жизнь старой дачи: опыт

Как научная реставрация сделала сказку былью

Минувшей осенью премия АрхиWood, отмечающая лучшие объекты современной русской деревянной архитектуры, присудила Гран-при даче Георгия Гольца в подмосковном поселке НИЛ. Награду в номинации «Реставрация» получила основатель проекта «Белый город» Елена Ольшанская. 

...Стародачное место на берегу Малой Истры, подмосковный поселок НИЛ, чье название означает «Наука Искусство Литература», был основан в 1930-х годах. Для своих семей домики здесь строили архитекторы, ученые, летчики, писатели, художники, режиссеры, артисты и музыканты... 

В 1937 году член Московского архитектурного общества, автор Большого Устьинского моста, шлюза на Яузе, Изогородка «Всекохудожника» на Аэропорте, жилого дома на Большой Калужской Георгий Павлович Гольц тоже составил проект дачи и начал ее строить там же, в НИЛе. Архитектор, большой романтик, выбрал особенный участок из-за произрастающих на нем раскидистых вязов и живописности ландшафта. Территория площадью 40 соток, на первый взгляд кажущаяся равниной, неожиданно оборачивалась оврагом. 

Сруб, приобретенный Гольцем в соседней деревне, стал основой нового домика, крытого дранкой. Своеобразия деревянному объему прибавили террасы, его окружившие. Из окон кухни раскрывался дальний вид на монастырь в Новом Иерусалиме, лежащий в шести километрах от поселка НИЛ. 

Когда Георгий Павлович только строил дачу, их с женой, балериной Галиной Николаевной Щегловой, дочери Нике было лет 10-11, поэтому многое – и планировка, и решение интерьера – придумывалось для нее. 

...Идиллия, впрочем, скоро закончилась. Началась война. НИЛ попал под удары немецкой армии. В ходе боев в 1942 году в дом Гольцев, тогда уже уехавших в эвакуацию, попал вражеский снаряд.

Восстановить дачу в первоначальном виде семье уже не удалось. Был проведен лишь небольшой ремонт. А 27 мая 1946 года Георгий Гольц трагически погиб – попал под машину на Садовом кольце. 

Дочь Ника, Ника Георгиевна Гольц, продолжила дело отца: стала замечательным рисовальщиком и книжным иллюстратором, удостоенным диплома Г.-Х. Андерсена Международного совета по детской книге. Но с ее уходом десять лет назад дача в поселке НИЛ вновь опустела...

К счастью, вскоре в истории этого дома открылась новая, счастливая страница. Не секрет, что сломать старое и построить на этом месте нечто новое значительно дешевле, чем отреставрировать. Это хорошо знает Елена Ольшанская. Именно она купила дом и стала тем самым человеком, который сохранил и вдохнул жизнь в творение отечественного зодчего Георгия Гольца, ничего не нарушив в здании. 

Елена организовала процесс научной реставрации дачи Георгия Гольца. Определенное время занял поиск специалиста, единомышленника. Специалист по охране культурного наследия и теории консервации Наталья Душкина познакомила Елену с финским архитектором-реставратором Тапани Мустоненом, известным своей блестящей работой по восстановлению библиотеки Алвара Аалто в Выборге. «В этом доме нет ни одного прямого угла, но мы его любим таким, какой он есть», – сказал архитектор, осмотрев объект. И согласился взять его в работу. 

Реставрацию дачи Гольца, причем реставрацию с приспособлением, Мустонен начал очень деликатно – буквально чистил щеточками, окна замазывал специальным составом на льняном масле. Оригинальные, переливающиеся стекла, вставленные в рамы в 1940-е годы, были, где возможно, сохранены. 

В техзадании, полученном знаменитым финским архитектором Тапани Мустоненом от клиентки, значилась фраза: «продолжение сказки». И сказка получила продолжение

В дом удалось провести газовое отопление, но поскольку хозяйка настаивала на минимальном «вторжении» в основной объем новыми коммуникациями, одну открытую террасу превратили в закрытую. 

Первый этаж стал, что называется, «реставрационным», где был сохранен камин, расписанный Никой Гольц. Чтобы осуществить некую профессиональную преемственность, для проекта интерьера второго этажа был приглашен Александр Бродский. 

В техзадании, полученном архитектором от клиентки, значилась фраза: «продолжение сказки». И сказка получила продолжение: у нашей героини четверо детей, и все они обожают приезжать в этот дом, считая его «просто сказочным». А архитекторы, заходя в гости, говорят с нескрываемой завистью: «Вот так бы бережно сохранялись все дома, которые когда-либо были построены».

Читайте также