Кузница русского стиля

Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту: вспоминаем историю символа советской моды

Сегодня, когда ведущие фэшн-бренды ушли с российского рынка, большие ожидания индустрии и потребителя связаны с локальным производством. Для отечественных дизайнеров открываются новые возможности, перед ними встают новые вызовы. И как это бывает на пороге нового, многие обращаются за помощью в решении вопросов к прош­лому, к накопленному опыту. 

В данном случае, пожалуй, пришло время вспомнить, как была устроена мода в Советском Союзе, и подумать, можно ли позаимствовать что-то полезное из истории для формирования новой российской модной реальности. Это, конечно, дело целого экономического и культурологического исследования. Мы же обратимся к флагманскому символу советской моды под названием Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту (ОДМО), который прекратил работу в 2002 году. Вспомним, с чего все началось, как развивалось, какие трудности стояли на этом пути. 

Идея особой, советской, моды владела умами идеологов начиная с 1920-х, рассказывает Мэган Виртанен, историк моды, культуролог, автор книги «Советская мода, 1917–1991»: «Решительный шаг был предпринят в 1944 году, когда вышло Постановление СНК об организации Московского дома моделей одежды, который в 1948 году переименуют в ОДМО – Общесоюзный. Задачей домов моделей была разработка образцов для легкой промышленности. Представители фабрик и торговли посещали «художественные советы», на которых Дом моделей демонстрировал свои разработки, торговля оценивала их коммерческий потенциал, а фабрики закупали лекала и пакет документации на понравившиеся модели. Возникшая к 1950-м система домов моделей – от общесоюзного до региональных и республиканских – отвечала ориентации советских плановиков на массовое производство одежды крупными партиями. ОДМО проводил и общедоступные показы для всех желающих. Целью таких показов считалось «развитие вкуса» у населения».

Помимо «развития вкуса» у показов была и еще одна задача – имиджевая, ориентированная за зарубежного «зрителя». «Модели главных коллекций ОДМО предназначались для демонстрации коллекций одежды за границей. 

Что же касается разработки моделей для внут­реннего использования, то тут имелись свои нюансы. «Советское производство не было отягощено обязательствами соблюдения авторского права и сохранения первоначального, прекрасного образа, созданного модельерами, – он превращался на фаб­рике в жертву «экономики, которая должна быть экономной», – отмечает писатель и художник Надежда Белякова, дочь советского модельера Маргариты Беляковой, автор книги об ОДМО и его модельерах «Кузнецкий мост и Маргарита». – У художников-модельеров было даже свое профессиональное ругательство: «Внедрить твою модель на фабрику!». Потому что внедрить в данном контексте означало испортить, исказить».

Как поясняет Мэган Виртанен, «часто на фабрике меняли и цвет модели, и материал, и фурнитуру. В результате от идеи дизайнера могли остаться рожки да ножки: однажды Вячеслав Зайцев (он работал в ОДМО с 1965 по 1978 год. – Прим. ред.) с трудом узнал собственную модель пальто на вешалках в магазине».

Надежда Белякова добавляет, что, несмотря на все недостатки, роль ОДМО нельзя не дооценивать: «Задачей ОДМО было создание моделей одежды с готовыми разработанными лекалами, которые внедрялись на производство для массового изготовления для народа, чтобы у людей была возможность покупать и одеваться в одежду отечественного производства, что особенно важно было в период послевоенной действительности. А выпуски журналов мод под редакцией ОДМО содержали не только картинки, но выкройки, по которым многие шили себе одежду дома самостоятельно».

Советские будни

В ОДМО существовала четкая производственная система: был отдел верхней одежды, спортивной, детской, экспериментальный цех и отдел моделирования головных уборов. «Немало художников-модельеров, создававших замечательные модели на протяжении более чем полувековой жизни ОДМО, оказались «забытыми именами», что, конечно, несправедливо», – говорит Надежда Белякова.

Один из таких «забытых» модельеров – Маргарита Белякова. Хотя на самом деле с ее творчеством знаком любой москвич. «Красные отформованные фетровые шляпки с эмблемой метрополитена на головах работниц московского метро – работа моей мамы», – гордо уточняет Надежда.

Маргарита Белякова проработала в ОДМО почти 40 лет – с 1953 по 1992 год. Ей также принадлежит разработка шапки-боярки, отдаленно напоминающей шапку Мономаха. «В 60-е или 70-е это была яркая выставочная диковинка. Мама причудливо сшивала разноцветные меха, как полотно для узорчатого лоскутного одеяла», – рассказывает Надежда Белякова.

В творчестве Маргариты Беляковой было много смелости, новаторства. Наверное, поэтому приехавший в перестройку в СССР и посетивший ОДМО знаменитый французский модельер Пьер Карден сразу же выделил именно ее модели и восхищался ими. Также Белякова делала головные уборы для Раисы Горбачевой, супруги генерального секретаря ЦК КПСС, президента СССР Михаила Горбачева. 

Гламур в работе простых модельеров ОДМО отсутствовал как таковой. Работа была тяжелая и скромно оплачивалась. «Однажды мама, проработав уже четверть века в ОДМО и зная об успехе у публики ее моделей, расхрабрилась и отправилась в администрацию, чтобы поговорить о повышении зарплаты, вспоминает Надежда Белякова. – Но там ей в категоричной форме было отказано с пояснением: «Ну, что вы, Маргарита! Вы же делаете такие маленькие предметы – всего лишь шляпки».

От рассвета до заката

Идея создать Дом моделей на Кузнецком Мосту возникла в 1944 году, во время войны. «В 1944 году положение на фронте было столь тяжелым, что решение правительства о создании ОДМО кажется невероятным событием. Но идея была в том, чтобы во время полной разрухи и остановки работы легкой промышленности обеспечить людей не только мануфактурой, но и качественно разработанными выкройками для индивидуального пошива. И ОДМО был создан в рекордно сжатые сроки и приступил к работе. Были собраны силы лучших из лучших, – объясняет Белякова. – Старые мастера с бесценным опытом работы в дореволюционных ателье, театральные и кинохудожники – всех их активно привлекли к созданию ОДМО «Кузнецкий Мост». 

Среди тех, кто стоял у основания ОДМО, – человек, имя которого сегодня знают лишь историки моды, – Алексей Федорович Куличев, «русский Диор из Серпухова», как написала о нем в своей книге Надежда Белякова. «Именно Куличев заложил стилистическую основу и направленность развития творчества в ОДМО «Кузнецкий Мост», прославляющую нашу страну в области моды, и даже в самые трудные военные годы», – подчеркивает Надежда Белякова.

Дочери Куличева также стали художниками-модельерами, старшая, Светлана, работала в Польше, младшая, Нина, трудилась над коллекциями детской одежды в ОДМО, а внучка Ольга была манекенщицей. «Дедушка был творческим человеком, много учился и стал Художником и Модельером с большой буквы. Долгие годы он был главным художественным руководителем Общесоюзного Дома моделей одежды, руководил работой художников-модельеров над коллекциями одежды, с которыми СССР выходил на международный уровень, объездил множество стран, был знаком с самыми яркими представителями мировой моды своих лет и по праву гордился дружбой с Ив Сен Лораном. Они переписывались, обменивались лекалами, это был прекрасный творческий союз, – вспоминает Ольга Галкина-Куличева, внучка Алексея Куличева, – Стремление своими руками создавать красоту привело к тому, что, после школы дедушка получил профессию столяра-краснодеревщика. Мечтал поступить в Архитектурный институт, но, приехав в Москву, подал документы в Текстильный. Учась в институте, параллельно овладел портновским мастерством, и сам шил платья и пальто для своей маленькой дочери. Закончил институт в июне 1941 года, распределение получил в Киев».

Но началась война, Алексей Куличев был призван в действующую армию и попал в кавалерийский полк. В 1942 году он был серьезно ранен, вернулся домой с наградами (среди наград и Орден Отечественной войны II степени). После длительной реабилитации, спустя долгих два года, поступил художником-модельером в Дом моделей.

Куличев попал в прекрасный коллектив, в котором блистали Анна Бланк, Вера Аралова, Антонина Донская, Людмила Турчановская... «В 1953 году по рекомендации Анны Бланк, художественного руководителя Дома моделей, и директора ОДМО Николая Никифорова, при поддержке всего коллектива художников, с которыми он работал уже более 8 лет, Алексея Куличева назначают Главным художественным руководителем ОДМО. В этой должности он, согласно кадровым анкетам, хранящимся в нашем семейном архиве, проработал до конца 1964 года», - продолжает Ольга Галкина-Куличева.

В числе «Диоров», помимо Зайцева, числились «личный портной Брежнева» Александр Игманд, создательница платья «Россия» Татьяна Осмеркина, дизайнер мехов Ирина Крутикова и многие другие
Мэган Виртанен
историк моды, культуролог

Стартовой площадкой для международного сотрудничества ОДМО послужил Международный конкурс швейной одежды соцстран в Чехословакии 1953 года, на котором Советский Союз занял первое место. Дальше триумфальное шествие советской моды продолжилось по странам СЭВ. 

Поистине звездным для ОДМО станет 1959 год. В июне в выставочном комплексе «Колизей» в Нью-Йорке состоялась выставка демонстрация советской науки, техники и культуры. «Модели спутников, стальные турбины и электронные вычислительные машины вчера со вниманием были рассмотрены тысячами посетителей советской выставки науки, техники и культуры в Колизее. Но это было ничто по сравнению с «просмотром», доставшимся манекенщицам», – отмечала тогда The New York Times. А Куличев отправил родным письмо, в котором были следующие слова: «...показы проходят с большим успехом. Полицейские вынуждены не пропускать больше, чем вмещает зал. Даем два сеанса в день, а в субботу и воскресенье по три сеанса. Каждый раз включаем по несколько новых моделей». 

«В период 50-х – начала 60-х годов делегация ОДМО ездила с показами коллекций в Чехословакию, ГДР, Венгрию, Францию, Польшу, Италию, – говорит Ольга. – Стоит вспомнить, как восторженно приняли коллекцию ОДМО в сентябре 1959 года в рамках первого визита Никиты Хрущева в США. А во время визита советской делегации в Париж по приглашению модного Дома Dior началась дружба дедушки с Ивом Сен-Лораном. Сен-Лоран водил нашу делегацию по всем предприятиям Дома по пошиву одежду, показывал, как делается мода». 

В том же году состоялся и ответный визит: Ив Сен-Лоран привез в СССР своих моделей, став первым, кто представил французскую индустрию моды гражданам нашей страны. 

Затем модели одежды ОДМО демонстрировались на советской промышленной выставке в Париже в 1962 году, как раз по приглашению Дома Dior. 

Но настоящий расцвет ОДМО пришелся на вторую половину 1960-х и начало 70-х. «Легендарная фраза, сказанная в частном разговоре тогдашним директором ОДМО Виктором Ягловским Вячеславу Зайцеву: «У нас тут не один, а шестьдесят Диоров», – во многом справедлива. В числе «Диоров», помимо Зайцева, числились «личный портной Брежнева» Александр Игманд, создательница платья «Россия» Татьяна Осмеркина, дизайнер мехов Ирина Крутикова и многие другие, – говорит Мэган Виртанен. – Увы, к концу 1970-х модники СССР стали одержимы западными вещами, ОДМО начал утрачивать былое влияние, а последующее десятилетие только углубило стагнацию». 

Затем, в 90-е, наступила новая эпоха – активного потребления и рыночной экономики. Но ОДМО на Кузнецком навсегда останется в истории советской культуры и истории моды.

Читайте также