Страсть во Флоренции

Как фотограф Массимо Листри обустраивал дом 40 лет

Флорентийский фотограф Массимо Листри обладает невероятной способностью уловить и передать суть архитектурных сооружений и интерьеров, которые любит снимать больше всего.

Будь то знаменитые дворцы Версаля или Эрмитаж, библиотеки или музеи, церкви или просто комнаты, главная отличительная черта фотографий Листри – полное отсутствие людей: это свободные пространства, где цвет и умелое использование света подчеркивают каждую деталь с невероятной отчетливостью, завораживая зрителя силой своего поэтического звучания.

И хотя людей на фотографиях нет, зато присутствует человеческая душа – это и есть субъект архитектуры; она живет в предметах интерьера, книгах, убранстве.

Листри начал фотографировать в 16 лет, используя самый обычный фотоаппарат для черно-белых портретов. Его отец был утонченным интеллектуалом и журналистом, который сотрудничал с ведущими итальянскими газетами. Юный Массимо сопровождал его на интервью и фотографировал самых ярких представителей культуры ХХ века, таких как Эудженио Монтале, Пьер Паоло Пазолини, Рене Клер.

В семнадцать Листри уже работал с Bolaffi Arte – первым итальянским журналом, посвященным искусству. 

Именно тогда Массимо сосредоточился на старинной архитектуре, причем фотографировал только на черно-белую пленку. «Поворотным моментом стал 1981 год, когда я начал сотрудничать с издателем Франко Марией Риччи, обладавшим богатым творческим воображением. Это он создал журнал FMR, признанный самым роскошным художественным изданием в мире», – вспоминает Листри. 

Франко Мария Риччи пригласил Листри возглавить фотослужбу, а искусствоведа Витторио Згарби сделал ответственным за тексты. «Работать в таком прекрасном журнале, где тебе давали двадцать полос на публикацию, – мечта любого фотографа», – вспоминает Массимо Листри. 

Сотрудничество с FMR продолжалось двадцать лет, и все эти годы Листри лелеял еще одну мечту – выпустить книгу своих фотографий. Первая такая публикация состоялась в 1980 году и была посвящена базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Сегодня Листри может похвастать более чем восьмьюдесятью изданиями.

Работая фотографом, Листри объездил весь мир. Но кроме фотографии у него была еще одна страсть – его дом во Флоренции, результат неустанной сорокалетней работы. 

Идея пришла Массимо в голову, когда ему было 20 лет с небольшим и он снимал у маркиза Лоттеринги делла Стуфа огромный зал со сводчатым потолком, камином, лестницей и спальней наверху на улице Сант’Агостино рядом с площадью Санто-Спирито в центре Флоренции. 

«В 1986 году я мог себе позволить сколько угодно собственности, – признается Листри. – Купил две квартиры с внутренним садом в одном доме. Потом приобрел другие квартиры в том же доме». И, смеясь, добавляет: «Я развивался не вверх, а вширь, присоединяя два соседних дворца». 

Массимо Листри наполняет свой флорентийский дом раритетами вот уже более 40 лет. Здесь же находится и штаб-квартира его фонда

Сейчас площадь его дома достигла 900 кв. м – это два этажа плюс сад в итальянском стиле. Настоящий лабиринт из комнат: обширная прихожая, библиотека, гостиная, столовая, салон и домашняя студия – все это Листри украсил с неподражаемым вкусом и наполнил тысячами произведений искусства и старинными книгами. Он и сам не знает, сколько их, поскольку сейчас каталогизирована лишь археологическая коллекция, зато каждый предмет в особняке имеет собственную историю.

Здесь же, в доме Листри, находится штаб-квартира фонда, носящего его имя. «Я решил создать фонд, чтобы управлять своим архивом (у меня больше 4000 предметов, каждый из которых нужно умножить на число отснятых изображений) и сохранять дом в первозданном виде. Надеюсь, однажды его можно будет открыть для всех желающих, хотя уже сейчас я иногда пускаю сюда группы».

Подобно живописи и скульптуре, фотография – вид искусства, требующий природного дарования. «Вообразите: художник начинает работать над картиной, – объясняет Листри. – Он наносит краски и не знает, что из этого выйдет. Это дар, талант, интуиция. Благодаря им я сумел выработать свою эстетику». 

На вопрос, как и когда при встрече с местами, которые он запечатлевает на пленке, в нем просыпается вдохновение, мастер отвечает: «Это как визит к врачу: доктор ощупывает вас и сразу все понимает. Когда я попадаю в какое-то место, тут же ощущаю пространство, знаю, как его фотографировать, как выставить свет, что должно попасть в кадр, а что – нет. Как писатель, который не должен тратить много слов. Писатель, который сразу переходит к сути. Меня часто спрашивают, кто из фотографов на меня повлиял, но таких нет. Меня вдохновляет живопись, если вообще что-то вдохновляет. Ну и кино – отдельные вещи Орсона Уэллса, Акиры Куросавы, Антониони».

(Перевела Елена Туева)

Читайте также