Клуб самых красивых

В России будет свой Союз топ-моделей 1990-х

Девяностые и нулевые годы, как известно, принято считать расцветом эпохи топ-моделей. Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Хелена Кристенсен – эти имена вошли в историю мировой моды.

«Да, это был «золотой век» модельной индустрии. Он начался с Джанни Версаче, когда он стал выбирать самых ярких, красивых девушек и платить им огромные гонорары за показы, – рассказывает Виктория Катамидзе-Верден, модель 90-х, стилист, продюсер. – И поскольку такой подход имел ошеломительный успех, к мейнстриму подключились артисты, режиссеры, мировые бренды, и в целом поменялась история модельного бизнеса. Модели отныне не были обезличены, не были просто вешалами для одежды, а стали настоящими звездами, и что греха таить, они реально были роскошными».

Слишком яркая и красивая внешность моделей порою даже затмевала одежду, все смотрели только на них, вспоминает модель Ольга Затылкина, директор компании Zatylkin Fashion Team.

«Но постепенно, с середины нулевых, дизайнеры стали отдавать предпочтение моделям с менее броской внешностью, даже немного угловатыми, порой имеющими какие-либо патологии во внешности. Требования к актерским навыкам и умению красиво двигаться на подиуме также со временем снижались. На смену сложным постановкам пришли просто дефиле, – рассказывает Затылкина. – Типажи моделей стали стремительно сменять друг друга. Модные лица были теперь буквально на один сезон».

Сегодня стать моделью гораздо проще, чем раньше, считает Екатерина Рогова, модель, преподаватель в агентстве Zhara Models.

«Больше нет высоких требований. Есть модели плюс-сайз, есть возрастные «60 плюс». А с появлением соцсетей заявить о себе вообще не составляет особого труда. Даже востребованный рост сейчас приблизительно 172-177 см, а в 90-е он составлял 177-182, – рассуждает Рогова. – Изменилась и походка. Если в 90-е она была более манерной (активно работали руки, бедра), то сейчас она сдержанна. «Фиксации» (остановка модели на подиуме) стали однообразными, надо просто уметь ровно встать на двух ногах».

Между тем, сегодня, на волне борьбы с эйджизмом, индустрия моды снова вспоминает о моделях из 90-х. И манекенщиц категории «40 плюс» все чаще можно увидеть на показах ведущих брендов. Так, на показе Versace в 2017 году на подиум выходили и Синди Кроуфорд, и Наоми Кэмпбелл, и Хелена Кристенсен, и бывшая первая леди Франции, 49-летняя Карла Бруни.

Знаковым возвращением 90-х стал и показ Dolce & Gabbana (весна-лето-2019). Тогда в дефиле поучаствовали Карла Бруни, Ева Герцигова, Марпесса Хеннинг. А самой возрастной моделью стала 70-летняя Мэй Маск, мама Илона Маска, «Мисс Южная Африка» 1969 года. Аналогичная ситуация наблюдалась и в сезоне весна-лето 2022, когда на разных показах блистали Кристен Макменами, Шалом Харлоу, Кейт Мосс, Эмбер Валлетта и др.

Сегодня, на волне борьбы с эйджизмом, манекенщиц категории «40 плюс» все чаще можно увидеть на показах многих мировых брендов

«Когда мир моды наигрался в филлеры, фотошопы и искусственную мимику, и всем снова захотелось чего-то настоящего, живого, персонального, модели 90-х вернулись под софиты. Возраст вдруг перестал играть роль, женщинам «разрешили» быть красивыми в любом возрасте без оглядки на морщинки и седину. И это невероятно круто», – убеждена Виктория Катамидзе-Верден.

Российские модели не менее ярко блистали на мировых подиумах в 90-е. Русские красавицы покоряли Париж, Нью-Йорк, Милан, Токио. Среди них Татьяна Сорокко, Ирина Пантаева, Кристина Семеновская, Татьяна Завьялова, Наталья Семанова. Востребованы русские модели и сейчас: Наталья Водянова, Ирина Шейк, Наташа Поли, Анна Селезнева, Саша Пивоварова, а также Саша Лусс и многие другие.

Но, если говорить о российской модельной индустрии сегодня и о спросе на моделей «40 плюс», то в фокусе у российских дизайнеров по-прежнему остается юность.

«В России, к сожалению, такого красивого возвращения пока не произошло. У нас сторонятся моделей за сорок и за пятьдесят. А ведь бывших моделей не бывает. С какой подачей и лоском умеют демонстрировать одежду модели 90-х, так вряд ли делает молодое поколение. Мы знали, как раскрыть образ, как преподнести его так, что его очень хотелось купить. Оттого и делают ставки сейчас мировые бренды на Наоми Кембелл, Клаудию Шиффер, Еву Герцигову», – размышляет Виктория.

Российские модели 90-х решили, что пора и отечественной индустрии снова обратить на них внимание. Несколько лет назад Василиса Арести, модель легендарного агентства Red Stars, создала группу в WhatsApp, чтобы объединить девочек из агентства и всегда быть на связи.

«Мне в голову пришла мысль об объединении в одну группу девушек-моделей, работающих со мной в 90-е. Ведь мы были все очень дружны! Но волею судьбы на какое-то время многие из нас исчезли с поля зрения по разным причинам. Общаться и встречаться стали реже и маленьким составом. Меня это сильно огорчало. Я создала чат, и в течение года он стал многочисленным и активным сообществом. Теперь без этого чата мы не можем жить», – рассказала Василиса.

Позже к группе присоединились модели и из других агентств. А в этом году было решено на базе группы создать организацию – Союз топ-моделей 90-х. «Сейчас мы планируем официально зарегистрировать наше выросшее сообщество. В планах – напоминать о красоте и дружбе, которые отошли на второй план сейчас, возродить красивые показы путем организации разных fashion-мероприятий с нашим участием», – говорит Арести.

Что ж, удачи этим русским красавицам. И самое время дать им слово, чтобы вместе с ними вспомнить блистательную эпоху российского модельного бизнеса.

Виктория Катамидзе-Верден, модель Modus Vivendis, стилист, продюсер

Я вспоминаю 90-е годы с радостью только благодаря модельному бизнесу. Когда все вокруг пугало и расстраивало, мода стала волшебной сказкой, в которой царило искусство, меня окружали искренние хорошие люди, талантливые и креативные дизайнеры и настоящие друзья.

Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы не случай. В те годы я занималась конкуром и немного выездкой, и мне нужны были фото для соревнований. Так я попала в агентство Славы Зайцева к фотографу Ване Голову. Он сделал отличные фото, и меня пригласили в школу моделей.

Все произошло стремительно, и еще во время обучения меня отправили на кастинг рекламы жвачки Wrigley. Из трехсот моделей выбрали человек шесть. Я была одной из них. Так я оказалась в рекламе известного бренда. Затем меня пригласили в агентство «Модус Вивендис», и оно стало для меня домом, а Леночка Ермолаева, директор агентства, добрым и мудрым наставником.

Реклама, съемки, журналы, показы, клипы – успевала везде и работала с удовольствием. Посчастливилось поработать с Givenchy и Jean-Louis Scherrer и другими европейскими дизайнерами и брендами. Именно тогда, благодаря «Модус Вивендис» и агентствам «Престиж» и «Президент», и при поддержке ведущих российских дизайнеров мне удалось организовать первый в России благотворительный марафон в помощь детям-сиротам и собрать средства для Дома малютки. Мы умели дружить, любить, создавать интересные проекты и дружим до сих пор, не растеряли этот внутренний свет.

Екатерина Рогова

Модель (агентство Славы Зайцева), преподаватель в агентстве Zhara Models

Начала я работать моделью в 1992 году в легендарном Театре моды «Слава Зайцев», а точнее демонстратором одежды, именно такая запись сохранилась в трудовой книжке. Попала сразу в основной состав. Это было самое светлое, яркое событие в моей жизни. Мы много гастролировали как по России, так же часто нас приглашали и за рубеж.

Это счастье работать в команде величайшего кутюрье, имя которого известно всему миру. У нас с ним сложились особые, теплые, доверительные отношения, которые сохраняются и по сей день. Для меня большая честь быть участницей его юбилейных показов и сейчас.

Вячеслав Михайлович мне всегда очень доверял. Часто давал возможность ставить показ к своей коллекции или режиссировать конкурсы молодых модельеров. В 17 лет я преподавала дефиле в Beauty school, в подразделении агентства, которое организовал Егор Зайцев для всех девушек (разного роста, возраста, комплекции), желающих прикоснуться к миру моды. Видимо он уже тогда заглянул в будущее, понимая, что это будет очень востребовано.

В 20 лет я стала директором агентства, но в этой должности я была недолго. В 24 года вышла замуж и родила дочерей, посвятила себя семье. Но как говорится, моделей бывших не бывает. И ближе к 30 годам я снова стала появляться на показах.

Оксана Кузьмина

Модель (Red Stars)

Я не считала работу моделью моей работой в полном смысле этого слова. Собиралась быть учительницей музыки, но так получалось, что и в модельном мире я начинала быть узнаваемой, и в рекламе меня снимали, а также в клипах и кино. За границей работать я не осталась – в тот момент настолько я кайфовала от происходящих событий в России, настолько сама русская по сознанию, что мыслей остаться работать и жить где-то, как не в Москве, просто не возникало.

Мы с девочками часто выручали друг друга. Помню, с первых работ, заработав какие-то приличные деньги, я поехала в магазин, который был в Галерее «Актер», где на наш рост продавались тогда только привезенные дорогие марки, и купила себе базовый гардероб. Ну и рассказала девочкам. Мы ходили одинаково одетые, но это абсолютно никого не смущало: мы были модные, молодые, красивые, и все разные.

Однажды мы работали на показах высокой моды в уже не существующей гостинице «Россия». Джульен Макдональд отобрал меня на кастинге на его показ и сказал нашему режиссеру Любе Гречишниковой, что ему таких, как я, еще бы человек 20. Люба ответила, что не сможет, потому что я такая одна.

Вы знаете, большой кайф осознавать это. Ведь каждая из нас была такая одна. Мы были поколением, обласканным заказчиками. Иностранцы тогда открывали Москву, удивляясь, что на Красной площади ходят не медведи, а красивые девушки.

Ирина Дмитракова

Модель (агентство «Престиж»), обладательница золотой статуэтки премии «Овация» в номинации «Лучшая модель»

В школе у меня была старшая подруга, у которой отец был дипломатом. Она часто выезжала с родителями за границу, привозила журналы мод.

И вот однажды она сказала, что с моим ростом я могу найти себе применение в модельном бизнесе. Меня это удивило: я всегда стеснялась своего роста, а в школе меня постоянно дразнили и обижали мальчишки. Я не верила в себя и даже начала специально сутулиться.

А потом в Москву приехали представители фирмы из Португалии, которые закупали в России меха. Моя подруга имела к этому отношение, она-то и предложила мне посниматься в русских мехах для иностранной компании. С этого фотоэкспромта и начался мой путь в манекенщицы.

Уже потом по ТВ я увидела объявление о том, что Дом моделей «Кузнецкий мост» объявляет конкурс среди девушек. Недолго думая, я пришла на кастинг. Председателем отборочной комиссии был Александр Данилович Игманд (1942-2006) – личный портной Брежнева и выдающийся художник, который формировал образ всего мужского населения Советского Союза на протяжении сорока лет.

На кастинг пришло около двухсот человек. Всех просили пройтись и показать себя. Опыта работы на подиуме у меня не было, но по некоторым фильмам я имела представление о том, как это надо делать. Я прошлась один раз, и меня включили в следующий тур. Потом еще раз… Всякий раз я не могла поверить своим глазам, когда в списке оставалась моя фамилия.

В итоге, было отобрано семь девочек, с которыми Александр Данилович начал работать: учил двигаться, правильно ходить, достойно презентовать себя. В итоге из семерых осталась я одна...

Игманд сделал из меня ведущую модель Дома моды «Кузнецкий мост». На меня шились все промышленные коллекции. Я часами стояла на примерках. Помню, как поднималась по легендарным лестницам дома моды, а потом входила в цеха, где работали лучшие швеи и конструкторы. В моей трудовой книжке до сих пор записано: «Демонстратор одежды и бригадир по манекенщицам». Да-да, Александр Данилович поручил мне управлять коллективом моделей!

В 90-е стали появляться модельные агентства: Red Stars, «Престиж». В последнем я работала не только как манекенщица, но и как менеджер-преподаватель.

Вспоминаю наш первый зарубежный контракт с корейской компанией. Пять девочек и два мальчика отправились на два месяца в Сеул. Тогда нам казалось, что условия были очень выгодные: сто долларов в день. Но корейцы нас обхитрили. В контракте не было прописано количество выходов. И за сто долларов в день мы, бывало, по три раза выходили на подиум, плюс к этому нам устраивали фотосессии. В общем, использовали нас по полной. Но мы не жалели об этом, поскольку все было для нас в новинку: работа за границей, походы в «Дисней ленд», увидеть высотные здания Сеула, другую культуру…

Попечителем агентства «Престиж» был Александр Петрович Таранцев, который в то время активно открывал в Москве магазины знаменитых французских брендов. Соответственно, модели агентства работали на этих показах. Самый большой подиум Москвы строили в концертном зале «Россия». И работать там считалось высшей степенью признания твоих профессиональных заслуг. Работы в 90-е было действительно много. В Москве постоянно что-то устраивали: показы, презентации, открытие магазинов. И везде требовались манекенщицы.

Помнят всегда первых. Поэтому мы останемся в истории как начинатели модельного движения в России. Мы установили определенную планку высокого класса демонстрации одежды, наша школа 90-х стала знаком качества, который сохранился и поныне.

Ольга Затылкина

Директор компании Zatylkin Fashion Team (супруга и деловой партнер Николая Затылкина, основателя Zatylkin Fashion Team, режиссера недели моды RFW и MBFW, Московской недели моды, режиссера конкурса «Мисс Россия»)

На тот момент в России было всего два крупных модельных агентства – Red Stars и агентство Славы Зайцева. Школа Славы Зайцева славилась на всю страну. Все мечтали в нее попасть и учиться мастерству работы на подиуме именно в ней. Я лично закончила школу моделей Славы Зайцева. Это было незабываемое время. Педагоги были супер профессионалами своего дела.

Показы в то время были очень сложные. Это были целые спектакли. Моделям нужно были учить очень много сложных схем и разводок. Требовались и актерские навыки, чтобы должным образом донести образы коллекций. Одним из ярких событий в то время конечно же было появление первых недель мод. Модели и режиссеры практически жили на площадке, постоянно репетируя и готовясь к показам.

Свой путь в модельный бизнес я начала в качестве стилиста по волосам. Помимо работы в салонах я принимала участие на различных съемках, выставках и показах. Создавали мы не одно свое шоу. Во время подготовки одного из таких шоу я и познакомилась со своим будущим супругом, режиссером-постановщиком Николаем Затылкиным. Впоследствии он предложил мне сотрудничество, и мы вплотную занялись организацией и проведением различных фэшн-мероприятий. Это было незабываемое время.

Василиса Арести

Модель (агентство Red Stars)

В 90-е я была моделью агенства Red Stars. Оно сотрудничало с самым крупным агентством мира, Elite, филиалы которого располагаются в разных странах. Только Red Stars имело право проводить конкурс моделей Elite Model Look. В этом конкурсе в 1994 году я стала одной из десяти финалисток. Это был первый и единственный конкурс в моей жизни. Он дал начало моему счастливому насыщенному незабываемыми событиями этапу жизни и контракту с Elite Японии.

Но самым первым ярким событием для меня, как модели Red Stars, стало участие в показе Труссарди в концертном зале гостиницы «Славянская». Это был первый показ иностранного кутюрье в России! Все девушки отбирались кутюрье в несколько этапов. Количество желающих поучаствовать зашкаливало.

Я прошла отбор и была на седьмом небе от счастья! А еще меня трясло от страха перед выходом на подиум – это был мой первый показ в жизни. Но, попав на подиум, услышав аплодисменты, я быстро поняла, что это именно то, чего я желаю и без чего уж точно жить уже не смогу.

Также наше агентство являлось эксклюзивным партнером Недели высокой моды в Москве, которая проводилась в концертном зале «Россия» с 1994 года. Я участвовала в показах каждую такую неделю на протяжении всех 10 лет. В заключительный день недели – в воскресенье – всегда были потрясающие показы Валентина Юдашкина.

Неоднократная работа моделью на показах Юдашкина оставила больше всего ярких воспоминаний в моей жизни. Мы ездили на гастроли и по России, и по миру. В Париже мы были раз пять с Юдашкиным, показы наши проходили в красивейших дворцах и особняках, одним из которых был особняк Пьера Кардена. Имели честь поработать и в Лувре.

С коллекцией Юдашкина мы были и на незабываемом показе в Берлине, в котором участвовали кутюрье из разных стран. Такого подиума нигде мы не видели. Он был квадратной формы, протяженностью километр. А в Сингапуре был самый высокий подиум! Зрители – представители Сингапурской элиты, правительства и нашего посольства, – сидели за столами с белыми скатертями и очень громко хлопали.

Еще не могу не вспомнить показ (декабрь 1995 года) Пако Рабана в ночном клубе «Титаник». Рабан не любил однообразие во внешности, всегда выбирал ярких девочек, любил красоту и необычность во всем. Я была удостоена чести работать на том показе и на всех других его показах в Москве.

Со второй половины 90-х, мода на красоту, индивидуальность и яркость, к моему большому сожалению, стала потихоньку проходить. Помню, тогда мы уехали с моей подругой-моделью в Милан. И решили ради интереса попробовать себя в известном итальянском агентстве Riccardo Gay. Каково же было наше удивление, когда президент агентства нам сказал, что мы слишком яркие и красивые для них, и что сейчас это неактуально!

А с 2000-х началась эпоха абсолютной однообразности и внешней блеклости моделей. Очень хочу, чтобы вернулись красивые показы красивых коллекций с красивыми, яркими девушками. Уверена, рано или поздно это произойдет.

Данил Косенков

режиссер дефиле первой Недели Высокой моды, режиссер-постановщик Международного конкурса Elite Model Look и шоу-показов «Дикая Орхидея»

Золотая была эпоха! Приезжали западные дизайнеры и бренды. Многие русские модели уезжали на Запад и там становились суперзвездами. Но и здесь оставались отличные модели, с которыми мне посчастливилось работать.

К сожалению, гонорары моделей в России ни в какое сравнение не шли с гонорарами на Западе, и, конечно, из-за этого работать моделью в России было нелегко. Но это было что-то новое, модное, очень похожее на то, что мы все видели в кино.

Вспоминаются конкурсы Elite Model Look, легендарный показ Levi's в клубе «Пилот», показ Пако Рабана в клубе «Титаник». А еще был показ Сергея Зверева на улице перед гостиницей «Международная» с участием Кристины Орбакайте и танцоров Лаймы Вайкуле; показы на различных выставках в «Экспоцентре», в клубах «Утопия» и «Инфант», в той же «Международной» с участием моделей Red Stars.

Вообще показов в клубах было очень много. Появилось очень много модельных агентств, и каждое делало какие-нибудь интересные показы, например Федя Павлов-Андреевич устроил показ в метро. Fendi приехали в 1999-м и устроили шоу в фойе второго этажа Большого театра. Ювелирный показ Pasquale Bruni проходил в Шереметьевском дворце в Останкино. Показ с участием Линды Евангелисты – в гостинице «Славянская». Модная индустрия тогда активно развивалась.

Я начал ставить показы еще в Нижнем Новгороде, куда поехал работать артистом после окончания ГИТИСа. Это был, страшно подумать, аж 1987 год. Потом, в начале 90-х, после того, как вернулся из США, где некоторое время занимался хореографией, я стал ездить по стране и обучать моделей и ставить шоу-показы.

В 1994-м я пришел к Валентину Юдашкину и познакомился с Андреем Медведевым, его директором, который взял меня на работу, после чего наше с ним сотрудничество продлилось 10 лет. После Юдашкина наш тандем назывался «Медведев и Данила» и мы делали порядка 50% всех значимых модных показов и модельных конкурсов.

Ну и, конечно, спасибо «Дикой Орхидее» и ее владельцу Александру Федорову за возможность делать самое крутое бельевое шоу в России. На одном из таких шоу под названием «Островитянка» было 8000 зрителей.

А помните, с 2005 по 2007 годы проходила выставка роскоши Millionaire Fair? Так вот, в первый год я отвечал там за все показы, а в 2006 и 2007 был креативным директором. В день было по пять-шесть показов из них два-три масштабных, работало по 50-60 моделей в день.

Там в 2006 году единственный раз в России на открытии выступали Blue Men Group, а в 2007 – Сара Брайтман. За четыре дня выставки я сделал 11 событий, включая открытие и закрытие. Работали с командой человек в шесть. Спали часа по три. В общем, скучно не было.

В 90-е и «нулевые» мне посчастливилось поработать практически со всеми лучшими моделями большинства агентств Москвы, Питера, Новосибирска и других городов России.

Екатерина Зарудина

Модель (агентство Red Stars)

В 90-е на глазах менялось все, появлялись совершенно незнакомые нам вещи. В том числе и модельный бизнес. Красивый, манящий, неведомый мир.

В модельном бизнесе я оказалась совершенно случайно. Я была совсем взрослой для модели – 22 года. Бабушка просто. Закончила филфак, искала работу и услышала по радио, что Дом моделей на Кузнецком Мосту объявляет набор. Я посмотрела на часы – времени совсем не оставалось. Побежала к метро, запыхавшись, прошла последней по подиуму перед отборочной комиссией и оказалась зачисленной в штат дома моделей.

Набрали пять девушек. Мы все были, что называется, с улицы. И это было замечательно, потому что все по-честному. Проработав около года, мы услышали об агентстве Red Stars и дружно оказались в нем. У меня началась буквально новая жизнь: бесконечные кастинги, репетиции, работа на показах, сьемки, работа на выставках. Часто после репетиции дневной я бежала на репетицию и на показ в ночной клуб.

Многие могут не поверить, но мы всегда помогали друг другу. Во всем. Даже на Неделях Высокой Моды, где каждый сам за себя – в итоге все переживали друг за друга. Кастинги начинались поздно – после окончания показа в гостинице Россия – и заканчивались иногда в три часа ночи. Если тебя отбирали, нужно было в девять утра уже быть на репетиции. Сохранить такой ритм всю неделю было нелегко. Да и сам кастинг был своего рода испытанием. Мы подбадривали друг друга как могли. Я хочу сказать, что это бесценное в любое время качество – взаимовыручку – мы сохранили до сих пор. Спустя много лет мы рады друг другу, мы общаемся и всегда готовы прийти на помощь.

Я очень горжусь работой с великим Пако Рабаном. Это был космос. Правда, туфельки из тонкой сетки, которые абсолютно не держали ногу с каблуками-гвоздями, мне до сих пор снятся в страшных снах. Шутка. Тем не менее, палитра ощущений была невероятная. Дизайнеры знаменитых домов Lanvin, Balmain, удивительный Жан-Шарль де Кастельбажак, показ коллекции графини Голицыной в Колонном зале – это волшебство, в котором мне посчастливилось участвовать. Волшебство, за которым стоит труд, подлинное творчество и бесконечное вдохновение. Мое личное тоже.

Много эпизодов из своей модельной работы – очень разных, как сама жизнь, – я описала в своей книге «Напоказ». Не знаю, насколько мне это удалось, но я попыталась быть честной и даже откровенной.

Читайте также