Законы Павлова

Основатель холдинга Zenden Андрей Павлов – о законах обувного бизнеса и своей новой книге

Биография Андрея Павлова складывалась словно мозаика из самых разных фрагментов: родился в маленьком поселке Петровское под Ленинградом, занимался сельским хозяйством, а в итоге стал создателем крупного обувного холдинга с годовой выручкой в полмиллиарда долларов.

Сегодня в холдинг, помимо марки Zenden, входят обувные бренды Thomas Munz и Mascotte.

«Детство и юность я проводил на улице – в лесах-полях, в постоянной рутинной, приятной сельской работе. А к обувному бизнесу пришел случайно, – рассказывает сам Павлов. – В 90-е все торговали – и я стал торговать. Мог продавать одежду, электронику, да что угодно. Но друзья посоветовали заняться обувью. Начиналось все с пяти коробок в день, потом коробок стало 10, затем 20... И в итоге с годами моя работа превратилась в достаточно крупный бизнес».

Собственное производство Павлов открыл в 1998 году и зарегистрировал бренд Zenden. «Почему Zenden? Мне хотелось название с немецким звучанием. В обувном бизнесе есть две «школы», – итальянская (она про стиль, моду, про ручную работу) и немецкая – это про комфорт, качество, оптимальные цены».

Под этой маркой обувь стала продаваться оптом по всей стране. А в начале нулевых открылись и собственные монобрендовые магазины. Не менее важным опытом для Павлова тогда же, в начале нулевых, стали первые поездки в Китай на промышленные выставки.

«Я был поражен, какой там огромный выбор всего – тысячи вариантов кож, колодок, фурнитуры, – рассказывает он. – Вообще Китай считается родиной копий, подделок, принято говорить, что китайцы заимствуют чужие идеи, что хромает качество. Это давно уже не так. Главное, что в Китае огромный рынок – миллионы моделей самого разного уровня качества. Сотни тысяч человек занимаются разработкой моделей. Это творческий народ, а их экономика настроена на конкуренцию и созидание».

Компания Zenden успешно пережила кризис 2008 и 2015 гг., и сейчас, в новых экономических условиях, которые сформировал 2022 год, чувствует себя уверенно.

«Да, конечно, на производстве 2022 год сказался отрицательно – выросла стоимость сырья (80% сырья мы закупаем за границей). Но в целом, мы не жалуемся, наши показатели по выручке за прошлый год увеличились в два раза, – делится Павлов. – Многие бренды ушли, и это возможность для нас развиваться, инвестировать в открытия новых магазинов, завоевывать рынок, поднимать экономику».

Слушая Павлова, четко понимаешь: перед тобой – бизнесмен, человек, который сумел построить успешный бизнес вопреки трудностям. И мало кто знает, что он – человек творческий. В этом году, например, выпустил книгу под названием «Законы Павлова». В ней автор рассказывает о своем детстве и юности, о первых шагах в бизнесе, об этапах его построения, об успехах и трудностях. И, конечно, рассуждает о настоящем и будущем экономики в России, предлагает готовые решения, рецепты экономического успеха, – «законы Павлова».

Андрей Павлов убежден, что надо создать для производителей и продавцов комфортные условия труда, добиться локализации не менее 70%, и тогда экономика пойдет в гору.

«Мы сейчас топчемся на месте. Уже много лет общее производство обуви в год колеблется на уровне 100 млн пар. Этого мало! Для такой большой страны мы должны производить не менее 200 млн. Вот вам еще наглядные цифры – в СССР полтора миллиона человек было занято в легпроме, а сейчас – от силы 400 тысяч».

Среди главных «законов Павлова» – запрет продажи импорта без НДС, а также снижение налогового бремени для российских производителей. «Все льготы должны быть только у отечественных производителей. Опустите НДС до 12%, причем по всей экономике. Не кому-то 0%, а кому-то 20%. Сделайте социальные налоги 12% – и миллионы производителей и продавцов выйдут из тени».

Еще один рецепт экономического успеха – ограничение времени работы магазинов и общепита, уверен Павлов. «Одни открываются утром и закрываются поздним вечером, а другие и вовсе работают 24 часа. При этом у большинства предпринимателей только на субботу и воскресенье приходится до 50% выручки. Остальное время – имитация бурной деятельности».

Ограничить время работы магазинов, общепита и сферы услуг, считает он, надо на законодательном уровне. «Скажем, рестораны и кафе не должны работать в три или четыре часа дня, когда туда в лучшем случае забредут попить кофе два с половиной человека. Пусть они открываются на два с половиной часа в обед и на четыре часа в вечернее время, как, например, в Италии».

«Магазинам также не надо работать каждый день с утра до вечера, – продолжает Павлов. – Выручка не изменяется от сокращения времени работы. Сколько вам надо купить пар обуви, столько и купите. А освободившееся время и сотрудники, и покупатели пусть потратят на себя, семью и отдых». А семья, убежден наш герой, самое важное. Важнее любого самого успешного бизнеса.

Читайте также