Окно в историю

В чем разница между реставрацией и реконструкцией? Рассказывает совладелица мануфактуры «Окна Дом» Валентина Кузина

Огромный или небольшой, светлый или темный, распахнутый или закрытый – оконный проем как архитектурный элемент столетиями служит вдохновением и важным акцентом для архитекторов, живописным фоном для картин художников. Окно – символ, метафора, портал между прошлым и будущим. И это прошлое современные реставраторы стараются бережно сохранить, воссоздавая по крупицам, в буквальном смысле из обломков и пыли, их исторический облик.

В профессиональной деятельности совладелицы мануфактуры «Окна Дом» Валентины Кузиной понятия реконструкции и реставрации часто переплетаются, смешиваются и нередко путаются.

При этом, у данных понятий существуют принципиальные отличия. Так, реставрация проводится с целью укрепления и восстановления поврежденных памятников истории, культуры и искусства.

Реконструкция же преследует цель качественного изменения технико-экономических показателей здания и включает в себя проведение комплексных строительных и отделочных работ. Причем, в ходе реконструкции здание может быть полностью или частично перестроено и реорганизовано с изменением габаритных размеров, полной или частичной заменой конструкций и коммуникаций. В законе об объектах культурного наследия есть понятия: реставрация, консервация, реституция. Понятие реконструкции отсутствует, но есть такое определение, как воссоздание.

«В нашей мануфактуре «Окна Дом» мы зачастую занимаемся именно реконструкцией или воссозданием исторических деревянных элементов, – рассказывает Кузина. – Принимали участие в воссоздании окон в самых знаковых памятниках архитектуры России. В их числе: дом Пашкова, Большой театр, дом Игумнова, собор Василия Блаженного, здания Московского Кремля».

Одним из последних проектов мануфактуры стало конструктивистское здание фабрики-кухни в Самаре, где в скором времени откроется филиал Третьяковской галереи. «Это поистине масштабный и впечатляющий проект. Здание в виде серпа и молота является ярким символом конструктивизма. В настоящий момент работы по изготовлению исторических окон и дверей выполнены на 80%, реставрационные работы планируется завершить уже этим летом», – уточняет Валентина Кузина.

Это лишь небольшая часть работ, реализованных за 30-летнюю деятельность мануфактуры. Старейшее предприятие России производит изделия из ценных пород дерева высокого ценового сегмента. Сейчас реставраторы занимаются воссозданием окон в доме Абрикосова в Москве. Работа над витражом здесь ведется уже больше года. Но реставрация – долгий процесс, ювелирная работа.

«Когда к нам попадает такой объект, то сперва мы занимаемся его расчисткой, потом протезированием, шлифуем, восстанавливаем, красим. Например, шлифуешь деталь – и появляется пыль. И именно ее надо собрать, а потом смешать с клеем для протезирования изделия. Окна для дома Абрикосова похожи на пчелиные соты, в которых на металлическом профиле, держатся небольшие стеклышки. В оригинале они были скреплены замазкой, и мы проделали долгий путь, изучая ее состав и буквально изобретая новый материал, который позволит служить им еще 100 лет», – говорит Валентина Кузина.

Мы практически никогда не используем шлифовальных машинок и автоматизированных станков –  то, что было сделано руками, должно и реставрироваться теми же способами
Валентина Кузина
совладелица мануфактуры «Окна Дом»

Фурнитуру для окон на мануфактуре тоже делают сами. В Большом театре, например, в процессе воссоздания оконных порталов, сделали под них фрезу, используя исторические чертежи, с идентичной раскладкой. Работы заняли около года: «Мы все стараемся делать вручную, по тем технологиям, которые использовались еще сто лет назад».

А примерно год назад на Котельнической набережной в Москве открылась галерея современного искусства и коллекционного дизайна «Высота». За восстановление стен легендарной высотки сотрудники мануфактуры под руководством итальянского эксперта Андреа Аньолетто взялись с энтузиазмом. Первом делом в пространстве произвели демонтажные работы, чтобы увидеть и почувствовать подлинный облик и масштаб пространства. Потом расчистили стены от нескольких слоев обоев, восстановили паркет, вскрыли и изучили исторические слои, сохранили всю подлинную лепнину, кессонные потолки и расчистили барельефы. Все это, естественно, тоже вручную.

«Ручная работа – это мастера, способные воссоздать старинные технологии и воплотить в жизнь современные дизайнерские идеи. Мой подход в реставрации можно охарактеризовать двумя словами – бережно и медленно, – объясняет Кузина. – Я стараюсь максимально сохранить родные детали изделия и продлить его срок жизни. Мы практически никогда не используем шлифовальных машинок и автоматизированных станков, так как то, что было сделано руками, должно и реставрироваться теми же способами».

Читайте также