Сад на борту яхты: итоги Monaco Yacht Show 2017

Выставка, по которой можно определять тренды не только в стиле жизни, но и в мировой экономике

Monaco Yacht Show – самая главная выставка суперъяхт в мире – стала 27-ой по счету и 10-ой после краха Lehman Brothers в 2008 году. А индустрия суперъяхт впервые показала рост наряду с тенденцией к здоровому реализму. В этом году знаменитый порт Эркюль посетили 36 400 гостей, что на 8% больше, чем в прошлом. Из них, по статистике организаторов, 160 реальных клиентов, всерьез рассматривающих для себя возможность покупки новой суперъяхты. Им предстоял нелегкий выбор: 125 лодок, в среднем 45 м длиной, были выставлены на шоу. Половине из них – менее двух лет. Флот MYS 2017 года стал солиднее по размеру и моложе по возрасту.

Более юными стали и владельцы яхт. Так, например, хозяин 49-метровой Aurora от Rossinavi со спортивным корпусом, способным менять цвет c белого на красный при ночной подсветке, – совсем молодой человек возрастом немногим более 20 лет. Вполне логично, что на борту – большой спортзал, пара кинотеатров и коллекция из 500 бутылок вина.

Самыми активными клиентами рынка суперъяхт по традиции остаются русские и американцы, они продолжают задавать тренды в индустрии. Впрочем, не только русские клиенты, но и русские дизайнеры ведут индустрию суперъяхт вперед семимильными шагами. Российский дизайнер Игорь Лобанов, который на протяжении 10 лет плотно работает с голландской верфью Oceanco, приложил руку к созданию самой заметной суперъяхты выставки – 110-метровой Jubilee. Пятипалубная красавица с необычной надстройкой светло-голубого цвета, каскадами спускающейся вниз, – крупнейшая яхта, когда-либо построенная в Голландии. На выставке она была представлена одной из самых опытных мировых брокерских компаний, Burgess, в 2014 году присматривавшей за строительством самой большой мегаяхты в мире – 180-метровой Azzam. Jubilee получила две награды: MYS Exterior Design Award и 2017 MYS Finest New Superyacht Award. Интересно, что всю палубную мебель на судне спроектировала жена Игоря Лобанова – Юлия.

С момента начала мирового финансового кризиса количество яхт, которые ежегодно спускаются со стапелей верфей, значительно упало – с 267 (в 2008-м) до 149 (в 2016-м). Новых заказов, размещающихся на верфях, также стало намного меньше: в 2016-м их было 138, в то время как в 2008-м – 240. При этом семь из топ-10 крупнейших суперъяхт мира и тринадцать из топ-20 были спущены на воду после 2008 года. В частности, 180-метровая Azzam – самая длинная яхта в мира. А также самая крупная по валовому регистровому тоннажу мегаяхта Dilbar (15 917 регистровых тонн). Примечательно, что оба судна построены германской верфью Luerssen.

Впрочем, по признанию CEO Luerssen Питера Люрсена, многие клиенты задумываются о том, чтобы строить яхты сравнительно меньшего размера, чем раньше, например переходя с размера 100 м плюс на размер 70–90 м. Иллюстрацией этого тренда стала 85-метровая Areti, которую верфь Luerssen в этом году показала в Монако, ее интерьер выполнен именитой британской студией Andrew Winch Designs (она же занималась дизайном Dilbar).

По наблюдению Люрсена, еще одной любопытной тенденцией сегодняшнего дня стал отказ владельцев от просторных солнечных палуб в пользу затененных пространств на борту: спа-салонов и спортзалов. «Солнце хорошо, но его не должно быть слишком много!» – формулирует тенденцию директор верфи.

Сдержанная элегантность – серьезный тренд в дизайне интерьеров. Именно так можно охарактеризовать 52-метровую Seven Sins от итальянской Sanlorenzo, которая получила MYS Interior Design Awards. Призовой дизайн выполнен студией Officina Italiana Design. В палитре преобладают спокойные тона: белый, бежевый, темно-серый, коричневый и, по словам Антонио Сантеллы, вице-президента по продажам и маркетингу Sanlorenzo Superyacht Devision, он «трезвый и элегантный», «уютный и свежий». Похожие качества отличают и дизайн интерьера 49-метровой яхты Home от голландской Heesen Yachts, к созданию которой приложило руку итальянское бюро Cristiano Gatto. Однако это судно получило приз не за интерьер, а за заботу об окружающей среде. Home удостоилась 2017 MYS/RINA Green Award за свой революционный быстрый водоизмещающий корпус с гибридным двигателем.

А вот тенденции в области чартерных яхт задает 74-метровая Cloud 9 (2017) от итальянской верфи CRN, строительством которой снова заведовали всезнающие проектные менеджеры Burgess. На борту Cloud 9 невольно почувствуешь себя небожителем. Владельцу отдана целая верхняя палуба, а гостям – шесть просторных кают на главной палубе. Неформальный и легкий, с налетом морской романтики интерьер сделан студией Andrew Winch Designs – как всегда, беспроигрышно!

Любопытно, что автомобильные бренды также отметились в этом году на выставке. Дизайнеры Studio F.A. Porshe приняли участие в разработке проекта 35-метровой яхты Dynamiq GTT 115. А дизайнеры Aston Martin показали скоростную лодку AM37 стоимостью от $1,64 млн и дебютировали с проектом субмарины Project Neptune.

MYS 2017 оказалась интересной не только своими новинками, но и заключенными сделками. В частности, на ней был подписан контракт на строительство новой кастомной 78-метровой яхты Amels по проекту норвежца Эспена Ойно. Bluewater Yachting объявила о продаже 68-метровой Icon (2010), а турецкая верфь Turquoise совместно c брокерской компанией Fraser Yachts – о продаже 47-метровой Razan (2016).

С помощью выставки гости смогли заглянуть в будущее яхтенного дизайна. Одним из самых удивительных проектов стал 120-метровый Nature от Sinot Exclusive Yacht Design с огромным садом на борту, температура и влажность в котором регулируется климат-контролем. Похоже, создатели проекта Nature в посткризисные времена вдохновились девизом, некогда сформулированным небезызвестным героем Вольтера – Кандидом о том, что надо возделывать свой сад. Теперь это сад на борту, и с ним при желании можно отправиться в кругосветное путешествие!

Читайте также