Плавающие автомобили и мотоциклы активно покоряют Европу

Однако массовостью производства сегодня может похвастаться лишь Gibbs Technologies

Действительно, если раньше подобными транспортными средствами интересовались в основном военные, то сегодня многие компании разрабатывают технологии специально для гражданских средств передвижения категории «амфибии».

Среди них – новозеландская компания Gibbs Technologies, основанная в 1994 году. На сегодня именно Gibbs обладает наиболее широкой линейкой моделей амфибий, а также производит их относительно массово. Одна из разработок компании – водный мотоцикл Biski, созданный основателем Аланом Гиббсом. Его амфибии – частые гости на британском автомобильном шоу Top Gear. Мотоцикл-амфибия приводится в движение двухцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 55 л. с. и способен развивать скорость до 60 км/ч на воде и до 129 км/ч на суше. Переключение режимов «вода/суша» происходит с помощью кнопки и занимает пять секунд. Мотоцикл размером 2,35 на 0,95 м весит 228 кг. В компании считают, что это не только самая маленькая амфибия, но и самая технологически продвинутая.

Но наиболее известная амфибия работы Гиббса – Aquada, на которой сэр Ричард Брэнсон (британский бизнесмен, основатель корпорации Virgin Group, включающей в себя около 400 компаний различного профиля, один из самых богатых жителей Великобритании с состоянием более чем $5 млрд. – Прим. ред.) в 2004 году преодолел Ла-Манш за 1 час 40 минут 6 секунд, побив предыдущий рекорд по скорости пересечения пролива на автомобиле-амфибии на более чем четыре часа. Эта Aquada, работающая на двигателе Rover K Series 24 Valve V6, способна развивать скорость до 160 км/ч на суше и 50 км/ч на воде. Еще одна особенность – колеса убираются автоматически, наподобие колес самолета, который идет на взлет или посадку.

На амфибии Gibbs переключение режимов «вода/суша» занимает всего пять секунд

«Внедрение данного продукта с момента создания до получения первой прибыли от производства заняло 30 лет, – отмечает Гиббс. – Для внедрения любых новшеств нужно время, чтобы люди смогли продумать весь спектр от «О, хорошая идея, но нужно ли мне это?» до «Сколько это стоит, когда я смогу это себе позволить?».

2,5 млн человеко-часов, 350 патентов и исследования в таких областях, как архитектура корпуса, инновационные материалы, маневренность, системы подвески колес, охлаждения, рулевого управления, безопасности и трансмиссии, позволили компании Gibbs Technologies выпустить на рынок более десяти разновидностей машин, которые одинаково эффектно передвигаются по суше и воде и способны перевозить от одного до десяти пассажиров. «Это значит, что компания создает не лодку с колесами и не машину, которая может проплыть какой-то участок пути, а отдельный класс средств передвижения, способных как ездить, так и плавать», – считают в компании.

Впрочем, по признанию создателя, его амфибии относятся все же к классу рекреационных средств передвижения и созданы для развлечения. Наиболее яркий представитель этого концепта в линейке от Gibbs – Quadski XL. Это буквально джет-ски, который может ездить по суше. Скорость Quadski XL на воде и суше составляет 72 км/ч.

Цифры и факты:

Первый полноценный автомобиль, способный плавать, был создан еще в 1961 году. Потомок немецкого военного Volkswagen Schwimmwagen (Тур 166), выпускавшегося с 1942 по 1944 год, автомобиль Amphicar Model 770 разрабатывали в Западной Германии на средства American Quandt Group. Но это была настолько примитивная модель, что пользователи в шутку радовались тому, что, когда заезжаешь в воду, хотя бы дверь закрывается плотно. Всего было выпущено 4000 таких амфибий. Одной из них владел 36-й президент США Линдон Бэйнс Джонсон, который обожал шутки: приглашал гостей прокатиться на «новой машине», делал вид, что тормоза отказали, и на полном ходу катился в воду. Общее впечатление пользователей от этой модели можно описать как «она революционизировала разве что процесс затопления».

Титул самого быстрого автомобиля-амфибии по версии Книги рекордов Гиннесса с 2010 года носит водный «Корветт» WaterCar Python, способный достигать 96 км/ч на воде. В 2013 году на его основе калифорнийская компания WaterCar, которая специализируется на люксовых амфибиях, выпустила модель Panther, предназначенную для продажи. Модель сразу же закупило посольство ОАЭ и лично шейх Хамдан ибн Мохаммед Аль Мактум, ставший владельцем шести таких «Пантер». Моделью стоимостью $140 000 также интересуются в Кремниевой долине.

Буквально на пятки «Пантере» наступает Sea Lion. Дизайнер Марк Уитт строил этот автомобиль шесть лет для сбора рекордов по быстроходности. Его амфибия ездит со скоростью 200 км/ч, а плавает – с теми же 96 км/ч. Модель, созданная в единственном экземпляре и проданная в 2012-м за $259 500, является основным претендентом на новый рекорд Гиннесса по быстроте в категории «автомобили-амфибии».

Помимо автомобилей-амфибий в 2008 году появился концепт для скуба-дайвинга – sQuba. Разработанный швейцарской компанией Rinspeed автомобиль может погружаться на глубину до 10 м и передвигаться под водой со скоростью 3 км/ч. На воде такая модель развивает 6,4 км/ч, а на суше – 121 км/ч. Его создатель Франк М. Риндеркнехт буквально вдохновился серией бондианы 1978 года «Шпион, который меня любил». За основу модели взят корпус Lotus Elise. Еще один интересный момент состоит в том, что sQuba – полностью электрический экологичный автомобиль, работающий на батареях. Создание машины обошлось Франку в $1,5 млн. По его словам, «когда автомобиль появится в продаже, он будет стоить немного меньше, чем Rolls-Royce».

Из российских разработок наиболее известен вездеход «Шерп» на массивных шинах сверхнизкого давления диаметром 160 см. Созданный на основе разработок Алексея Гарагашьяна, «Шерп» был представлен публике в 2015 году. На земле он развивает скорость до 45 км/ч, на воде – до 5 км/ч. В отличие от вышеописанных авто, которые создаются скорее как «игрушки» для состоятельных клиентов и пробуют приспособиться к нуждам разнообразных спасательных и военных служб, «Шерп» изначально разрабатывался как снегоболотоход, призванный выживать и везти в любых условиях. Цена модели – от $65 000.

Фото: HSA Technology; Getty Images

Читайте также