Ветер перемен: итоги Monaco Yacht Show 2019

Главное яхтенное шоу мира – в деталях

«Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса», — успех 29-й Monaco Yacht Show (MYS) — кажется, в полной мере подтверждает древнюю мысль.

Самая главная яхтенная выставка в мире приближается к 30-летнему юбилею в эпоху нестабильности — от брекзита и гонконгских протестов до торговой войны между США и Китаем. Тем не менее 29-я MYS стала рекордной сразу по нескольким параметрам.

Во-первых, по количеству суперъяхт. Оно достигло 125, причем 44 из них — абсолютные новинки 2019 года. Во-вторых, по их суммарной стоимости, которая в этом году составила 3,9 миллиарда евро. В-третьих, это был самый массивный флот с точки зрения внутреннего объема на борту за всю историю выставки: среднее значение - 800 регистровых тонн. Но, пожалуй, самым главным рекордом MYS 2019 стала так называемая «новая честность».

29-я MYS стала рекордной сразу по нескольким параметрам

Лидеры индустрии Feadship и Heesen Yachts, а с ними и другие, впервые признали, что яхтенный рынок претерпевает серьезную коррекцию, связанную с геополитическими вызовами и экономическим спадом. Однако это пока не мешает обеим компаниям поддерживать здоровую «книгу заказов». Так, по окончанию MYS Heesen Yachts заявила о том, что на ее верфи в Голландии сейчас строятся сразу 12 суперъяхт совокупной длиной 664 метра, а также объявила о продаже 59-метровой кастомной суперъяхты, названной в честь одного из фильмов бондианы — Skyfall. Новый проект Akira также был представлен публике.

В рамках «новой честности» компании стали открыто заявлять и о глобальных технологических сдвигах, способных кардинально поменять лицо яхтенной индустрии в течение следующих пяти лет. Технологические сдвиги связаны в первую очередь с новыми двигательными установками, батареями как способом аккумулирования и хранения энергии, новыми материалами, используемыми при производстве яхт, новыми технологиями, применяющимися на борту, и конечно новым стилем жизни заказчиков.

Новые тенденции приводят к формированию новых партнерств и кардинальной смене модельного ряда. Новый радикальный стратегический план обнародовал в Монако британский Sunseeker. Если в прошлом году компания объявила о том, что 161-футовый флагман планирует строить на Icon Yachts в Голландии, то в этом производитель заявил, что новую линейку суперъяхт 121-159 футов будет строить на верфи Pendennis в английском Фалмуте. На развитие новой линейки в ближайшие пять лет китайским инвестором Далианом Вандой выделено 60 миллионов фунтов стерлингов.

CEO Ferretti Group Альберто Галасси заявил о том, что более 80 процентов модельного ряда компании обновится в течение ближайшей пятилетки. Для того чтобы достигнуть стратегической цели, Ferretti Group тратит 30 миллионов евро ежегодно на исследования и разработки. В случае с Ferretti Group рынок ожидает новинки в ближайшем будущем. Среди них — Custom Line 140’, Riva 130’ и 165 Wallypower, разработанная двумя легендами яхтенного дизайна — основателем бренда Wally итальянцем Лукой Басани и гуру в области мегаяхт норвежцем Эспеном Ойно.

Теперь на выставке вряд ли встретишь две похожие суперъяхты — каждая представляет собой уникальный экземпляр

В январе 2019 года легендарная Wally вошла в состав Ferretti Group. Сразу после Monaco Yacht Show бренд заявил о запуске нового «круизного класса» парусных яхт в дополнение к существующему «гоночному классу» Wally. Место и время для подобного заявления были выбраны знаковые — 20-летний юбилей регаты Les Voiles de Saint Tropez, собравший 4000 яхтсменов и 300 яхт. Юбилей регаты совпал с 20-летием создания Wally Class. По словам Луки Басани, уже в 2020 году новый «круизный класс» поможет новичкам в парусном спорте разделить с профессионалами драйв регаты, имея в распоряжении более простую в управлении яхту.

Новые вызовы яхтенной индустрии связаны еще и с тем, что владельцы становятся все более требовательными. В отличие от MYS десятилетней давности, теперь на выставке вряд ли встретишь две похожие суперъяхты — каждая представляет собой уникальный экземпляр.

Одним из ярких примеров кастомизации стал 63-метровый Metis от Benetti c интерьером от британской студии Bannenberg & Rowell. По словам Дикки Банненберга, владелец яхты дал дизайнерам полный карт бланш, чтобы создать нечто принципиально новое. Отказавшись от традиционной симметричной планировки, они сумели визуально расширить пространство и сделать его более интересным и функциональным.

В этом году самой большой яхтой MYS — правда, стоящей не в бухте Геркулеса, а за ее пределами — стала 136-метровая Flying Fox, построенная немецкой верфью Luerssen под надзором Imperial, специализирующейся на строительстве, управлении и чартере суперъяхт. Несмотря на внушительные размеры и приватность, Flying Fox доступна для чартера и является самой крупной чартерной мегаяхтой, соответствующей стандартам Passenger Yacht Code.

Стиль морского архитектора Эспена Ойно ощутим в каждом элегантном изгибе корпуса. Спокойная атмосфера в интерьере работы Марка Берримана создается за счет теплых и естественных отделочных материалов. Каждая из 11 гостевых кают располагает собственной видовой террасой. 25 гостей окружены вниманием 56 членов экипажа, что является рекордом для индустрии.

Особо стоит отметить невероятный двухэтажный SPA-комплекс, каких еще не сооружали на мегаяхте. На площади 400 кв. метров расположились Sea Lounge с большим джакузи и боковыми выходами непосредственно к воде, а также хаммам, сауна и криосауна, где температура опускается до -140 градусов. 12-метровый бассейн, пересекающий главную палубу, является еще одной уникальной особенностью Flying Fox. Imperial Yachts также показала в Монако и другую мегаяхту — Amadea (106 m, Luerssen, 2016) с одним из самых дорогих интерьеров в мире.

Другой заметной премьерой Luerssen стала 111-метровая TIS, созданная по проекту английской студии Winch Design в классическом дворцовом стиле а-ля Версаль для владельца, проживающего в Монако. TIS — это причудливая лепнина, роскошные витые лестницы, отделанные позолотой, гостевые каюты, имитирующие стиль лучших отелей мира — от Лондона до Нью-Йорка и от французской Ривьеры до Тосканы — чайная комната в стиле кондитерской Laduree, а также две вертолетные площадки. «Мы сознательно состаривали все золото в декоре, чтобы яхта не смотрелась кричащей», — рассказывает дизайнер Эндрю Уинч.

Третьей по размеру новинкой MYS стала DreAMBoat (90 m, Oceanco). Ее владелец — президент американской футбольной лиги Atlanta Falcons Артур Бланк. Заглавные буквы его имени и фамилии — в названии яхты. Интерьер DreAMboat выполнен в классическом casual стиле Теренса Дисдейла, который узнается по потолкам и стенам из бамбука. В свое время подобный casual впервые появился на яхте Eclipse Романа Абрамовича. DreAMboat — частная лодка, но, если бы сдавалась в чартер, то, безусловно, стала хитом. Имея весьма внушительные внутренние объемы, она может похвастаться виртуозно организованным пространством на каждой палубе.

Если некоторые лодки, как например, TIS можно смело назвать «женскими», то есть и такие, которые смело можно назвать «мужскими». Это 80-метровая Excellence, спроектированная Winch Design. Эффектный нос с обратным углом наклона и надстройка с использованием большого количества стекла мгновенно обращают на себя внимание. Внутри — огромный стеклянный атриум высотой две палубы и интерьер с лейтмотивом гоночных автомобилей, где явная фаворитка — Ferrari Daytona. Новая Excellence — а это уже шестая яхта с подобным именем — победила на Monaco Yacht Show Superyacht Awards сразу в нескольких номинациях. В частности, в номинации MYS Finest New Superyacht Award, которая присуждается лучшей новой суперъяхте по совокупности ее достоинств. Ее же наградили за эффектный внешний облик, который смогли воплотить в жизнь суперпрофи немецкой верфи Abeking & Rasmussen.

Еще одной футуристичной новинкой стала 85-метровая Bold с суровым экстерьером в стиле милитари. Bold — скоростная экспедиционная яхта по проекту Эспена Ойно — полностью построена из алюминия. И это самая большая суперъяхта, спущенная на воду австралийской верфью Silver Yachts. Bold способна развить максимальную скорость 24 узла, при этом ее круизная скорость — 18 узлов с дальностью хода 4500 морских миль.

Сегмент «80m» стал популярным в этом году. В него попала и новая яхта 79-метровая CRN 135, созданная по проекту Studio Zuccon International (экстерьер) и Studio Laura Sessa (интерьер). Это вторая по размеру суперъяхта итальянской верфи CRN после 80-метровой Chopi Chopi.

Целым флотом выступила на MYS 2019 голландская компания Amels, принадлежащая крупнейшему в мире судостроительному концерну Damen. Флагманской новинкой стала 67,6-метровая яхта Aurora Borealis из проекта Amels 220. Наряду с ней в выставке также участвовала Here Comes The Sun (83 m, 2017) — первая в линейке Amels 272 Limited Editions и на сегодняшний момент самая большая яхта Amels.

Для многих гостей MYS 2019 абсолютной фавориткой шоу стала Syzygy 818 — 77,2-метровая яхта от Feadship. В основе названия — слово греческого происхождения, которое используется для обозначения положения Солнца, Земли и Луны во время новолуний или полной луны. Интерьер в азиатском стиле — дело рук голландской Sinot Exclusive Yacht Design. Дизайнеры сумели создать удивительно чистое по стилю и гармоничное пространство. Интерьер визуально объединяется с окружающим яхту морским пейзажем благодаря огромным панорамным окнам в пол, которые, к тому же выгнуты наружу, что создает особый визуальный эффект расширения пространства.

Некоторые выступления на MYS 2019 напоминали монологи Греты Тунберг

Автор интерьера Syzygy — компания Sinot Exclusive Yacht Design — поразила воображение гостей MYS 2019 еще одним выдающимся проектом. А именно концептом под названием Aqua. Напоминающая по форме застывший айсберг, 112-метровая электроводородная мегаяхта — воплощение передовых технологий в ультрасовременном корпусе.

Во время MYS 2019 приз за самую экологичную яхту был вручен Attila — 64-метровому флагману Sanlorenzo — от итальянского классификационного общества RINA. Некоторые выступления на MYS 2019 напоминали монологи Греты Тунберг в защиту окружающей среды. Таким, в частности, стало выступление основателя компании Parley for the Oceans Сирила Гутча (Cyrill Gutsch) на закрытом мероприятии итальянской верфи Rossinavi. По словам Гутча, опасность глобального потепления подвергает ревизии и редизайну все, что есть в мире. Новая индустриальная революция заставит найти замену всем материалам и системам прошлого, не соответствующим новому взгляду на защиту окружающей среды. Голосновно? Не совсем! Feadship, например, декларирует, что к 2025 году полностью откажется от дизельных двигателей в пользу электрических.

Читайте также