Солнце над килем: как выглядит экологичный яхтинг

Австрийская верфь совершила переворот в индустрии, начав производство «экологичных» катамаранов

Откуда-откуда эти ваши яхтенные инноваторы, резонно спросите вы. Может, вы ошибаетесь и имеете в виду Австралию? В Австрии ведь даже моря нет, при чем тут яхты? Нет, ошибки быть не может. Главный инноватор современной яхтенной индустрии и идеолог современного экодвижения на воде – гражданин небольшой альпийской страны. Зовут его Михаэль Колер. Он основатель и владелец верфи Silent-Yachts, выпускающей катамараны на солнечной энергии.

Михаэль – очень улыбчивый и обаятельный мужчина с тонким чувством юмора и уникальными способностями влезать в детали, разбираться в мелочах, докапываться до истины. Колер с женой Хайке до того, как запустить полноценное производство, провел в море больше 6000 дней и проплыл 75 000 морских миль!

Примерно в середине странствий супруги устали от постоянного, пусть и несильного гула и вибрации моторов обычных лодок, выхлопов и заправок, съедавших по нескольку десятков тысяч евро за «полный бак». И решили исправить ситуацию: они придумали яхту, работающую на альтернативной энергии, абсолютно тихую и безвредную для окружающей среды.

На воплощение мечты в реальность пара потратила несколько лет. Результат превзошел ожидания. За последние три года верфь Silent-Yachts построила для клиентов уже десять катамаранов длиной 17 м и 19,5 м – модели Silent 55 и Silent 64 соответственно. Показатель очень хороший, особенно для смелого стартапа на сложном рынке, ведь стартовая цена «младшей» версии – 1,4 млн евро, а на изготовление уходит минимум восемь – десять месяцев. А ведь еще каких-то три-четыре года назад большинство яхтсменов считали катамараны как класс моветоном и компромиссом и называли «плавучими утюгами» в лучшем случае!

Австрийцы выстрелили очень вовремя, попав сразу в несколько трендовых движений. Прежде всего фокус на экологию и устойчивые решения, минимализм в дизайне, передовые технологии. Постепенно и катамараны подтянулись – многие яхтсмены оценили их вместительность и комфорт.

«При одинаковой длине с классической яхтой на катамаране в два раза больше места, – поясняет Колер. – И если еще два года назад мы приходили в бухту и встречали максимум одну-две таких лодки, то теперь – в пять раз больше».

Катамаран-бестселлер Silent 55 несет «чешую» из 30 солнечных панелей последнего поколения. Они встроены в крышу, чтобы принимать на себя «солнечные удары». Каждая на 10 кВт-пик. Это наибольшая мощность энергии, которую реально накопить в идеальных погодных условиях. Они максимально открыты солнцу, поэтому у яхты очень компактный флайбридж – верхняя палуба с парой лежаков, диваном и внешним постом управления.

Накопленная энергия дальше поступает в литий-ионные аккумуляторы, спрятанные под полом в салоне. Silent использует ровно те же батареи, что и в электрических автомобилях Tesla. Только у австрийцев накопители, конечно, помощнее – на 210 кВт!

Поступающей солнечной энергии хватает, чтобы идти на скорости 5–6 узлов (примерно как яхта под парусом в спокойный ветер) с бесконечной автономностью хода. В таком режиме можно преодолевать больше 100 км в день с нулевыми расходами на топливо. К тому же энергия питает «отельные» функции лодки – от кондиционера до туалетов и от телевизоров до подогрева воды.

При желании ускориться Silent 55, оснащенный двумя электродвигателями по 250 кВт, тоже может, причем аж до 18 узлов, но тогда и аккумулятор сядет быстрее. «Для подстраховки мы, конечно, ставим на каждый катамаран дизельный генератор, – признается Михаэль Колер. – Честно вам признаюсь: за годы путешествий на Silent включал его всего один раз, чтобы убедиться, что он работает».

Большое преимущество электродвигателей в том, что они не нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Система вообще самостоятельная и очень удобная. А главный бонус яхты зашифрован в названии (silent – «тихий» в пер. с английского). Электромотор не издает звуков, как дизельный.

У катамарана отличная шумо- и звукоизоляция. Гостям на борту очень комфортно и спокойно. Планировку клиенты заказывают под свои пожелания. Стандартный вариант – четыре каюты и большой общий салон, но есть и другие конфигурации.

С минувшего лета верфь больше не предлагает модель длиной 19,5 м (Silent 64). На замену ей в линейке пришли сразу три катамарана. Silent 64 уходит в историю, но остается знаковой для компании. В феврале прошлого года такая лодка за 16 дней преодолела Атлантику! Вышла из Картахены и пришвартовалась на Барбадосе две недели спустя. Прорывной проект заставил еще крепче поверить в будущее альтернативных технологий. За переход команду Silent-Yachts наградили престижной премией Ocean Award, учрежденной авторитетным британским яхтенным журналом.

В прошлом году Silent-Yachts вывела на рынок новый флагман, созданный в партнерстве с итальянским дизайнером Марко Касали, известным по работе с такими верфями, как ISA Yachts, Columbus Yachts, Itama и Canados. Новинка Silent 80 – практически суперъяхта длиной 24 и шириной 11 м. В базовой версии ее стоимость превышает 4 млн евро. Верфь уже продала пять корпусов, первый спустят на воду в 2020 году.

«У этой яхты идеальное сочетание дизайна и функциональности, – говорит будущий владелец первого Silent 80 Нил Маррей, основатель компании mimecast.com, торгующей на бирже NASDAQ. – Я хочу и дальше продвигать экологичный яхтинг на солнечной энергии и показать людям, что в этом проекте есть не только практическая составляющая, но и элегантность».

Читайте также