На мягких лапах: Jaguar отмечает 85-летие

8 моделей бренда, которые ворвались в вечность

История компании началась в 1922 году с основания предприятия по производству мотоколясок Swallow Sidecar двумя компаньонами – Уильямом Лайонсом и Уильямом Уолмсли. К 1926 году компания Swallow превратилась в ведущего производителя мотоциклетных колясок в Британии, ежемесячно продававшего по несколько сотен экземпляров. Даже несмотря на обвал Уолл-стрит в 1929 году, модели Swallow пользовались успехом.

Важным этапом в развитии бизнеса стало партнерство Swallow с компанией Standard Motor, которая начала поставлять двигатели и шасси. Расширение модельного ряда требовало нового имиджа и новых названий. Вот почему компания стала именоваться S.S. Cars, а выпускаемые автомобили – S.S.I и S.S.II.

В 1934 году Уильям Уолмсли отошел от дел, переключившись на производство трейлеров. Уильям Лайонс выкупил его долю и стал единоличным собственником компании.

В 1935 году, перед выпуском на рынок автомобиля SS 100, Лайонс принял решение изменить название компании на Jaguar. Это имя стало отражением философии основателя бренда, который однажды сказал: «Автомобиль – это самое живое, что только может быть создано человеком».

В 1949 году на Британском автосалоне был впервые представлен Jaguar XK120. Название XK120 означало модель двигателя и максимальную скорость (в милях в час). Впрочем, во время заездов на бельгийской трассе Остенде – Яббеке автомобиль смог развить скорость 132 миль/ч (212 км/ч), обретя славу «самого быстрого серийного автомобиля в мире». В 1951 году состоялся триумф экипажа Jaguar в составе Питера Уокера и Питера Уайтхеда на знаменитых автогонках в Ле-Мане.

В 1954 году преемником C Type стал D Type – детище дизайнера Малколма Сэйера. Конструкция D Type позволила автомобилю развивать максимальную скорость до 170 миль/ч (270 км/ч), и в испытательных заездах перед гонкой Ле-Ман в 1954 году он побил прошлогодний рекорд прохождения круга на 5 секунд. В июне 1957 года пилоты Jaguar D Type заняли весь подиум Ле-Мана наравне с 4-м и 6-м местами. Ни один производитель ранее не добивался такого успеха в финале.

Новый спорткар E Type появился в 1961 году. 11 июля 1966 года Уильям Лайонс и Джордж Гарриман выступили с совместным заявлением о слиянии British Motor Corporation Ltd. и Jaguar Cars Ltd. и образовании компании British Motor Holdings.

1968 год – год рождения серии XJ. В частности, седан XJ6, спроектированный Лайонсом, стал его самым долгоживущим детищем: за последующие 24 года было продано более 400 000 штук.

В 1975 году на смену E Type пришел XJ-S. В 1980-м у руля компании становится предприниматель Джон Игэн, а в 1984 году правительство Маргарет Тэтчер приватизировало компанию Jaguar Cars, сохранив за собой «золотую акцию», что защищало Jaguar Cars от поглощения до 1990 года. А 1 января 1990 года Ford официально стал владельцем Jaguar Cars.

В 1996 году на свет появилась модель XK8, самый быстро продаваемый спортивный автомобиль в истории Jaguar.

В 2008 году компания Tata Motors завершила сделку по приобретению Jaguar и Land Rover у Ford Motor. Новинкой на рынке стал седан XF. Эта модель, как и все новые автомобили марки, создана под руководством главного дизайнера Яна Каллума.

И, наконец, в 2012 году состоялась премьера «самого спортивного автомобиля Jaguar за последние 50 лет» – F TYPE. С 5-литровым двигателем V8 мощностью 495 л. с. кабриолет способен разгоняться до максимальных 300 км/ч. Для ускорения до сотни ему требуется всего 4,3 секунды, а от 80 до 120 км/ч – 2,5 секунды.