Деревянный велосипед: для жизни или для коллекции? 

Отвечает итальянский дизайнер Джанни Спечале

Выражение Nomen est omen (лат.: «Имя говорит само за себя») как нельзя более точно подходит к Джанни Спечале – создателю деревянных велосипедов Speciale ручной работы, чья мастерская расположилась в окрестностях Милана. Его велосипеды и правда особые, хотя поначалу он даже не собирался давать им свое имя. Все началось совершенно случайно, причем, как это часто бывает, в тот момент жизни, когда люди обычно находятся на пике профессиональной карьеры. 

Джанни Спечале не стал исключением: в свои пятьдесят он занимался семейным бизнесом – строительной компанией, которая активно сотрудничала с архитекторами и дизайнерами. «Я с детства был творческой натурой и всегда любил работать с деревом – это мое хобби, – вспоминает Джанни. – Я даже делал кое-какую мебель для себя и друзей. Но однажды у меня украли велосипед – и это стало поворотным моментом в моей карьере. Я решил смастерить себе новый своими руками. Нужно стойко переносить превратности жизни. Если веришь в мечту, ты должен верить в нее безоговорочно!»

Прежде чем начать продажи, Джанни трудился пять лет: делал велосипеды и постоянно их испытывал в поиске все более эффектных и уникальных материалов. «Я изготовил массу рам, прежде чем остановился на той, которую использую сейчас и которая отражает мои представления о дизайне».

Для дизайна Джанни Спечале характерны округлые, гладкие, почти обволакивающие линии. «По вечерам я рисую, а в течение дня воплощаю проекты, ни слова никому не говоря, – рассказывает конструктор. – Я все делаю сам. И это по-настоящему здорово».

Его велосипеды не гоночные, хотя и стоят дороже. Это транспорт для города, поэтому аэродинамические характеристики здесь не так важны, как дизайн. «Большинство моих покупателей свои велосипеды не используют, – объясняет дизайнер. – Они выставляют их на всеобщее обозрение в офисе или дома. Это как предмет мебели или произведение искусства».

У каждого велосипеда есть серийный номер, и к каждому прилагается инструкция. Все модели отправляют клиентам в деревянных ящиках уже готовыми к использованию

Джанни Спечале старается достичь гармонии между рулем, рамой, колесами, педалями – всеми частями велосипеда, вплоть до самой маленькой детали. «Для этого нужно постоянно проводить изыскания, – говорит он. – Я использую запчасти со всего мира: какие-то из Америки, какие-то из Англии. У меня нет стандартных деталей, только эксклюзивные, таких вы не найдете в обычных магазинах».

Седла у Джанни только кожаные, производства Brooks England – компании с мировым именем. Они очень дорогие и очень удобные. Стальные велосипедные вилки сделаны по его собственному дизайну, а вилки из углепластика он закупает у лучших производителей. 

Но сердце его велосипедов – рама, изготовленная целиком из американского ясеня или красного дерева. Из ясеня – потому что он очень прочный и в то же время гибкий – «природный углепластик», как говорит о нем Джанни Спечале. Из красного дерева – потому что оно относится к ценным породам и не сравнится ни с чем по цвету и красоте, обладая при этом превосходными конструктивными качествами. «Мне нравятся круглые формы. Я люблю гармонию изгибов. И мне всегда интересно найти эффектный изгиб, приятный для глаз. Я считаю, глаза должны видеть красоту».

Каждый велосипед Speciale сделан по индивидуальным меркам. «Когда покупатель мне звонит и мы обсуждаем, какую модель он хочет заказать, он должен предоставить мне все размеры, – говорит дизайнер. – Мы обмениваемся 2-3 электронными письмами, прежде чем я начинаю работать». 

У каждой модели две версии: спортивная и винтажная. У спортивных моделей углепластиковые обода, и на них по желанию можно установить переключатель скоростей. «Мы не используем традиционные трансмиссии, только 8- или 11-скоростные втулки со встроенным механизмом переключения передач компании Shimano Alfine и только под заказ». 

Работа над велосипедом длится 90 дней, а поскольку Джанни трудится один, производство ограничено всего несколькими экземплярами в год. Несмотря на это, за два года, пока конструктор их изготавливает и продает, он успел снабдить своими велосипедами заказчиков по всей Европе и даже в Бразилии.

В мире много людей, которые ищут уникальные изделия ручной сборки. Которые ценят ручную работу. И я не устаю повторять: ручная работа – это не просто слова, каждая рама действительно сделана вручную. Это очень важно».

Свой последний велосипед мастер назвал «Палермо», потому что узнал: фамилия Спечале – сицилийская. Другие его изделия тоже носят названия итальянских городов: «Рим» (отражает вечную гармонию итальянской столицы), «Милан» (сердце итальянского дизайна), «Комо» – с футуристичным дизайном и круглой, уютной душой. «Я не хотел давать велосипеду свое имя, – вспоминает Спечале. – Но мой менеджер по маркетингу настоял, сказал, у меня красивая фамилия. В конце концов он сумел меня убедить».

Велосипеды Спечале стоят от 8000 до 15 000 евро в зависимости от индивидуальных особенностей. У каждого есть серийный номер, и к каждому прилагается инструкция, совсем как у автомобилей.

Поскольку велосипеды дорогие, их отправляют клиентам в деревянных ящиках уже готовыми к использованию. Хотя в паре случаев – в Париж и Голландию – Джанни доставлял свои изделия сам, потому что любит путешествовать не меньше, чем мастерить велосипеды и лично общаться с покупателями. 

(Перевела Елена Туева)

www.specialewoodenbikes.com

Читайте также