Тело в дело: спорт переходит на личности

Каким путем пойдет российская фитнес-индустрия в нетипичных для нее условиях?

Почти каждый третий из 10 000 существовавших в России до пандемии фитнес-клубов не смог открыться после карантина, подсчитало Национальное фитнес-сообщество. Особенно плохи дела в регионах: только в одной Сибири из-за многомесячного перерыва закрылось больше половины клубов. 

Разрешение возобновить работу спасло не всех, ведь у клиентов, как и следовало ожидать, возникли проблемы. Перед снятием карантинных ограничений жители крупных городов сильно сомневались, что смогут посещать фитнес-клубы, бассейны и спортзалы так же часто, как до самоизоляции: об этом заявил каждый пятый участник опроса компании Ipsos.

«Далеко не все клиенты в принципе вернутся в фитнес-клубы: во-первых, за время карантина у 73,6% россиян упали доходы, во-вторых, люди все еще боятся заразиться и дистанцируются», – считает президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. После открытия клубов спрос будет восстанавливаться очень медленно, работать будет непросто и большим, и маленьким клубам, прогнозирует она. 

«Многие считают, что онлайн-занятия позволили пополнить кассу клубов, но это не так», – отмечает Силина: крупные сетевые бренды онлайн-тренировки проводили исключительно безвозмездно для поддержания клиентской лояльности, в финансовом плане такие занятия позволили заработать лишь тренерам. 

«Пандемия нанесла огромный ущерб бизнесу, и индустрия фитнеса не скоро придет в себя, у наших клиентов все еще есть страхи и опасения за собственное здоровье. Загрузка сейчас составляет около 70% от уровня зимы 2020 года, клуб ожидает положительную динамику во второй половине сентября», – признает представитель клуба Black Star Fitness в Москва-Сити. 

«В июле – августе посещаемость наших клубов составила около 70%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года», – отмечает Николай Прянишников, генеральный директор сети фитнес-клубов World Class. 

Клубы, рассчитывающие на продажу годовых абонементов, будут испытывать трудности, ведь за время самоизоляции многие привыкли заниматься самостоятельно дома, что подтверждает выросший за время пандемии спрос на спортивные товары, преду-преждает Николай Гуляев, олимпийский чемпион-конькобежец, экс-руководитель департамента спорта и туризма Москвы. 

Тем, кто привык сидеть дома или на даче, оказалось тяжело себя «разогнать», восстановить привычный образ жизни, так что вернуться к «допандемическому» уровню посещаемости будет тяжело, соглашается Артур Махмудов, соучредитель сети боксерских клубов Brothers Boxing Club. Его клубы карантин пережили тяжело: заниматься боксом онлайн было нереально. «Пробовали, не зашло, это оказалось травмоопасным и непродуктивным, обязательно нужен тренер рядом, без него очень сложно технику поставить, выстроить правильную работу тела», – рассказывает Махмудов.

Тем не менее в необходимости личного контакта есть свои плюсы. «Люди начинают потихоньку возвращаться к тренировкам, и самым большим спросом пользуются частные занятия, все сейчас хотят большей индивидуальности, все поняли ценность общения», – продолжает Артур Махмудов. «Будем чем-то удивлять, раскачивать, заниматься персонализацией тренировок», – обещает он. 

По мнению Махмудова, сейчас открываются уникальные возможности перед тем, кто готов создать что-то новое: на рынке много свободных помещений, и есть инвесторы, готовые вложиться в понятные им проекты. «У нас уже есть предложения об открытии новых студий, и мы открыты к новым предложениям. Сейчас хорошее время для студийного формата», – заключает он. 

Крупным фитнес-клубам также стоит рассмотреть запуск лоу-костов и открытия небольших студий, полагает Николай Гуляев. «В 1990-х огромной популярностью пользовались качалки в подвалах, где занимались «ребята с нашего двора», что-то подобное, но на более комфортном и современном уровне будет востребовано и сейчас», – считает он. В наибольшем выигрыше, по мнению Гуляева, будут те виды физической активности, которыми невозможно заниматься самостоятельно или по онлайн-руководствам: игровые виды спорта, бег, кроссфит, теннис, единоборства и т. д. 

Традиционной фитнес-индустрии приходится нелегко: спорт явно «выходит из-под крыши» – люди, у которых нет денег на спортзал, двинулись на улицу

За этот год изменилось многое, но тренд на здоровый образ жизни никуда не делся, отмечает Сергей Сидоров, пять лет владевший клубом «Сити гольф» на «Красном Октябре», а сейчас инвестирующий в медицинские проекты и возглавляющий филиал израильской клиники Хадасса в Сколкове. 

При этом традиционной фитнес-индустрии приходится нелегко, отмечает он, спорт явно «выходит из-под крыши»: люди, у которых не осталось денег на дорогие спортзалы, двинулись на улицу – в кроссфит, пробежки и проч.

Но для такой «уличной» физической активности тоже нужна инфраструктура. И любой вид спорта сделать массовым и доступным без помощи государства не удастся, сходятся во мнении собеседники «Как потратить». 

«С одной стороны, в Москве в гольф-клубах я этим летом увидел невероятное количество игроков, потому что в отсутствие возможности уехать на море гольф был одним из немногих способов нормально провести время. С другой стороны, непонятно, приведет ли этот всплеск к росту популярности данного вида спорта», – рассуждает Сидоров. 

Пока в России физкультурой занимается в десять раз меньшая доля населения, чем, скажем, в развитых европейских странах, первый импульс массовому развитию должно дать государство, напоминает он: «К примеру, еще много лет назад из исследований мы узнали, что по всем параметрам гольфом должно интересоваться 5–7% населения Москвы, то есть не менее 7500 человек, а реально играло на тот момент всего 2000–3000 человек. Несмотря на все маркетинговые усилия, мы не могли добиться взрывного роста, потому что сделать какой-либо вид спорта массовым – задача государства, понимающего, что инвестиции в спорт – это инвестиции в долголетие населения. Когда в Швеции в 1980-х годах началась программа развития нетрадиционных для страны видов спорта, в том числе тенниса и гольфа, государство начало строить гольф-поля – и сейчас вокруг Стокгольма их около 100 и в гольф можно сыграть за 15 евро. А вокруг Москвы около 10 полей, построенных инвесторами как часть инфраструктуры дорогих клубных поселков, поэтому и минимальная стоимость игры у нас – 10 000 рублей». 

В Москве возведено много спортивных объектов по городской адресной инвестиционной программе, но горожанам по-прежнему не хватает бассейнов, в дефиците легкоатлетические манежи, очень актуально обустройство велодорожек, роликовых и лыжных трасс, рассуждает Гуляев. Эту задачу по силам решить государству и крупным корпорациям, инвестирующим в спорт по программам социальной ответственности, признает эксперт. Капитальные спортивные объекты окупаются очень долго, строить футбольные стадионы, ледовые дворцы спорта или большие бассейны малорентабельно из-за огромных затрат как на строительство, так и на содержание. «Например, машина, делающая лед, крутится круглогодично, счета на электричество надо оплачивать», – объясняет он. 

Коммерческим инвесторам, по мнению Гуляева, имеет смысл вкладываться в легковозводимые объекты, например многопрофильные комплексы, совмещающие от четырех до восьми залов для тенниса, единоборств и т. д.: есть хорошая вероятность их окупить. Но и в этом случае пойдет речь об инвестициях на десятки миллионов рублей.

Однако классические фитнес-клубы тоже сдаваться не собираются. И готовы меняться. «Времена для бизнеса сложные, за месяцы простоя мы понесли большие финансовые потери, но это не значит, что программа развития нашей компании заморожена, напротив, мы продолжаем открывать новые клубы, – говорит гендиректор World Class Николай Прянишников. – Сразу после карантина официально открылись World Class «Аминьевский» и World Class «Рябиновая», готов к открытию новый клуб «Речной», в ТРЦ «Щелковский» строится World Class, сеть ждет передачи площадок «Ботанический сад», «Хамовники» и ряда других клубов». 

Кроме того, World Class активно развивает франчайзинговую сеть – в ближайшие пять лет в планах открыть еще 50 франчайзинговых клубов, а в следующие 10 лет – 55 клубов UFC Gym по всей России (первый клуб UFC Gym начал работать в этом году в Москве, он предлагает систему тренировок, основанную на единоборствах. – Прим. ред.). 

«Цели у нас амбициозные – войти в десятку крупнейших фитнес-компаний мира. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что спрос на фитнес-услуги будет медленно, но верно расти», – резюмирует Николай Прянишников.

Читайте также