Суперъяхта для самоизоляции

Как пандемия изменила ситуацию и почему яхта стала столь востребована на рынке, рассказывает Вилена Павлова, глава Burgess в России и СНГ

Начало прошлого года было многообещающим для яхтенного рынка, и все ожидали суперрезультатов. В первом квартале 2020 года Burgess продала больше яхт, чем за те же месяцы 2019 года. Однако с началом локдаунов во втором квартале рынок встал. Провести сделку было невозможно, никто не понимал, что происходит и что делать. Владельцы почти всех строившихся проектов со сдачей в 2021 году почувствовали на себе последствия пандемии. Что происходило потом и как новая реальность изменила яхтенный рынок?

Расскажите, насколько такой крупной компании, как Burgess, было трудно или, наоборот, легко приспособиться к новой ситуации?

Вилена Павлова В марте 2020 года стало очевидно наше преимущество в виде международной сети из 16 офисов по всему миру. Благодаря команде брокеров в Соединенных Штатах Америки, Европе, Дубае, Сингапуре, Австралии мы можем организовать осмотр лодки в интересах клиента в любой точке мира даже в условиях ограничений на поездки. Технический сюрвей – это хорошо. Но когда доверенные люди с пониманием рынка осматривают лодку от вашего имени – это совсем другое дело.

В ситуации ограничения перемещений по всему миру как никогда было важно, кто именно представляет интересы продавца. Компания Burgess всегда стоит на страже интересов владельца. С огромной базой прямых клиентов по всему миру у нас есть возможность закрывать более быстрые сделки и договариваться о выгодных условиях, хорошо понимая позицию покупателя. В 2020 году практически половину сделок мы закрыли внутри Burgess, представляя интересы как покупателя, так и продавца.

 Кроме того, Burgess одной из первых среди международных брокерских компаний стала применять виртуальные туры по яхтам и закрывать сделки удаленно в сегменте 70 м+.

После провала рынка в первой половине 2020 года, как мы помним, последовал быстрый подъем... 

В.П. Так и есть. В третьем квартале 2020 года рынок активизировался. В каком-то смысле толчок к этому дал сам коронавирус. Те, кто раньше только арендовал яхты, начали всерьез задумываться о преимуществах владения своей лодкой и стали внимательно присматриваться к рынку. 

Наиболее активно продажи развернулись в IV квартале благодаря отложенному спросу и взрывному росту международных рынков капитала.

В 2020 году на рынке впервые за долгое время сложилась ситуация, когда за целый год было продано столько же яхт, сколько вышло на рынок, что способствовало возникновению недостатка предложения качественных яхт от ведущих европейских верфей в категории 50 м+. Время от выхода лодки на рынок до момента ее продажи резко сократилось. В текущих условиях для многих владельцев может быть актуально выставить яхту на продажу и посмотреть на реакцию рынка.

Какова ситуация на рынке сейчас?

В.П. Если говорить о новом строительстве, проекты в категории 40 м+ со сроками сдачи в 2021–2022 годах практически полностью распроданы. Если вы всерьез задумываетесь о новом проекте, не стоит откладывать решение в долгий ящик, поскольку иначе вы сможете рассчитывать на доставку не раньше 2023 года.

 Что касается рынка брокеража, то сейчас помимо новых листингов в категории 50–80 м от Oceanco, Luerssen и других верфей pedigree-класса мы можем предложить такие известные яхты в категории свыше 80 м, как Octopus, Luminosity, Tranquility, С2.

Какие яхты появились на свет в 2020 году с участием Burgess?

В.П. В 2020 году при участии департамента Burgess New Construction завершено строительство 107-метровой Benetti Luminosity. Это настоящий стеклянный дворец на воде с массой поражающих воображение особенностей – от гигантской видеостены в интерьере и пляжного клуба с ледяной купелью до бесшумной гибридной силовой установки.

Как, по вашему мнению, пандемия повлияла на чартерный рынок?

В.П. В самом начале COVID-19 просто обрушил чартерный рынок. Количество чартеров на ключевом средиземноморском направлении сократилось на 63%. Во многом за счет снижения числа клиентов из Америки, они не приехали во Францию и Италию, как привыкли. Альтернативой для них стали Багамы, где количество чартеров увеличилось вдвое. 

Для нерезидентов Евросоюза направлением номер один стала Хорватия, побившая все рекорды по чартеру. Никогда раньше здесь не видели такого количества лодок 40 м и более.

Изменилась ли традиционная продолжительность чартеров?

В.П. Да, разумеется. Желание клиентов подольше изолироваться на борту яхты в безопасной обстановке привело к росту средней продолжительности чартера от стандартных семи до десяти дней. Среди флота Burgess самые длинные чартеры продолжались больше двух месяцев – на борту Titania и Joy.

Какие изменения вы ожидаете на рынке чартера в 2021 году?

В.П. После зимнего затишья во всех наших офисах от Лос-Анджелеса до Москвы с начала марта 2021-го клиенты стали активнее интересоваться возможностями отдыха на лето. Мы видим, что календари многих яхт уже довольно плотно забиты, и в основном благодаря переносу чартеров с 2020 года. Перед началом лета количество доступных лодок будет только уменьшаться. В условиях превышения спроса над предложением многие владельцы уже подняли цены на сезон-2021 и явно будут проявлять меньше гибкости в переговорах. Хотя это не порадует любителей яхтенного отдыха, как и решение об отмене уменьшенной ставки налога на чартер во Франции и Италии, мы понимаем, что страсть к яхтингу невозможно побороть. Интересы наших клиентов для нас на первом месте, и, как всегда, мы будем им обеспечивать максимально выгодные условия.

Но ведь пока речи о полном снятии ограничений в 2021 году нет...

В.П. Верно, мы по-прежнему зависим от того, как будет развиваться эпидемиологическая ситуация в мире и от соответствующих действий правительств тех или иных стран. Как и в прошлом году, самыми востребованными летними направлениями для наших клиентов, скорее всего, будут Турция и Хорватия. К ним, по-видимому, добавится Греция. А осенью и зимой – Мальдивы, Сейшелы и Таиланд, правительство которого предпринимает активные шаги для развития яхтенного отдыха, включая ослабление ограничений для яхт под иностранным флагом.

Можете назвать самые интересные новинки чартерного рынка – 2021?

В.П. Среди самых роскошных и новых яхт, доступных в этом году для чартера, стоит отметить 96-метровую Faith и 75-метровую Arrow – обе великолепные представительницы Feadship. Для тех, кто хочет побывать в самых отдаленных и диких уголках земного шара, мы можем предложить новейший эксплорер ледового класса 1A Ragnar, способный ломать лед в несколько десятков сантиметров толщиной и оборудованный вездеходом-амфибией. А также 73-метровый эксплорер ледового класса Planet Nine с мастер-апартаментами площадью без малого 280 кв. м. Советуем также обратить внимание на Home, экологичную новую лодку от Heesen, чья гибридная силовая установка позволяет двигаться в экономичном и бесшумном режиме. Ну и конечно, 40-метровую Benetti Rebeca – у нее потрясающая мульти­уровневая пляжная зона на корме.

Клиентов сегодня больше волнует то, какие возможности им предоставит яхта и где можно будет на ней ходить, чем ее место в рейтинге тoп-100. Мировые верфи одна за другой спускают на воду эксплореры: Solaris, Andromeda, La Datcha.
Вилена Павлова
глава Burgess в России и СНГ

Как бы вы охарактеризовали смену приоритетов на рынке суперъяхт в связи с пандемией?

В.П. Клиентов сегодня больше волнует то, какие возможности им предоставит яхта и где можно будет на ней ходить, чем ее место в рейтинге тoп-100. Мировые верфи одна за другой спускают на воду эксплореры: Solaris, Andromeda, La Datcha. Это не значит, что гонка размеров завершается, напротив, она выходит на новый уровень, трансформируясь еще и в «гонку вооружений» в сфере новых материалов и технологий, которые помогают уменьшить углеродный след, повысить автономность и расширить радиус действия яхты. И то, что раньше было прерогативой 100-метровых яхт – бассейны, пляжные клубы, спа, отдельные палубы владельца, гибридная система пропульсии, – сегодня доступно на лодках 50–60 м. Мы также отмечаем заметный приток клиентов, ранее не знакомых с яхтингом. Очевидно, что возможность путешествовать и исследовать мир в безопасной и приватной обстановке сегодня привлекательна как никогда. Это касается и чартера, и покупки, и нового строительства.

Изменилась ли как-то экологическая повестка дня за время пандемии?

В.П. Burgess всегда придавала важнейшее значение защите окружающей среды и выступала за осознанный подход к яхтингу. Естественным продолжением этой философии стал запуск программы охраны морской среды совместно с Blue Marine Foundation (BLUE). Мы предлагаем владельцам и арендаторам возможность компенсировать углеродный след от яхт, которые они берут в чартер, пожертвовав процент от стоимости чартера на поддержку проектов по сохранению биосферы на Мальдивах и в Средиземном море. Участие в программе добровольное, но мы уверены, что со временем вносить свой вклад в сохранение океана в рамках отдыха на яхте станет обычным делом.

Индустрия суперъяхт всегда была консервативной и противилась цифровизации. Удалось ли пандемии каким-то образом изменить этот тренд?

В.П. Да, конечно. В связи с пандемией и ограничениями на передвижения возросла роль инструментов дистанционного маркетинга. Это виртуальные туры в формате 360 градусов и онлайн-видеотуры по яхте в сопровождении капитана. Раньше никто не верил, что можно удаленно посмотреть лодку за 100 млн евро, находящуюся в другой стране. А затем, отправив на нее доверенного брокера и сюрвейера, стать ее владельцем. В минувшем году мы закрыли несколько сделок в совершенно новом формате, когда клиент покупал лодку, ни разу не ступив на ее борт.

2020 год, как известно, стал юбилейным годом для вашей компании. Как вы его отметили?

В.П. Действительно, в прошлом году Burgess отметила 45-летний юбилей. Мы остаемся семейной компанией, в которой многие ключевые сотрудники работают на протяжении не одного десятка лет и передают свой опыт и знания более молодым. В то же время мы динамичный современный бизнес, который оперативно реагирует на любые изменения на рынке. В прошлом году наши отделы яхт-менеджмента и чартер-менеджмента одними из первых в индустрии разработали и внедрили единые процедуры и протоколы действий в условиях пандемии, что позволило сделать яхты одним из самых безопасных мест в сложившейся ситуации. Русские владельцы известны своей требовательностью, и в прошлом году мы расширили команду московского офиса, чтобы обеспечить нашим клиентам как можно более всестороннюю поддержку.

Интересно, какие подарки Burgess получила на юбилей?

В.П. Одной из приятных новостей ушедшего года для нас стало то, что мы официально признаны яхтенным брокером номер один на рынке яхт от 40 м. Согласно отчету The Superyacht Buyer Report 2020, подготовленному The Superyacht Group, компания Burgess лидирует по продажам яхт с 2015 по 2019 год во всех пяти размерных сегментах свыше 40 м. Было очень приятно получить столь высокую оценку нашей работы от такого авторитетного независимого эксперта яхтенной индустрии, как TSG.

Ну и еще одним важным достижением стала премия World Superyacht Awards 2020, которую присудили 93-метровой яхте Feadship Lady S, также созданной при непосредственном участии Burgess New Construction. Это первая в мире яхта с настоящим кинотеатром IMAX на борту.

Будущее по-прежнему неопределенно, какие вызовы и возможности вы видите перед собой сейчас?

В.П. 2020 год был для всех непростым, но для Burgess он завершился на очень хорошей ноте, продемонстрировав, что компания находится в лучшей форме за всю историю. 2021 год также будет полон новых вызовов, которые потребуют новых подходов к бизнесу, нешаблонного мышления и готовности к инновациям. Ключевым активом на рынке остаются экспертиза и информация. Это то, с чем участникам рынка необходимо научиться работать максимально эффективно. Наша команда к этому готова.