Как заработать больше 40% годовых на покупке лодок?

Опытом делится владелец West Nautical Андрей Ломакин

За 20 с лишним лет в бизнесе владелец West Nautical Андрей Ломакин продал и построил для клиентов несколько сотен яхт – от компактных до заслуживающих приставку «мега».

При этом не все сделки вели к созданию лодки только для морских прогулок и развлечений, многие – это серьезные инвестиционные проекты. Разве можно вкладывать в транспорт и получать прибыль? Оказывается, да, причем на очень хороших условиях, особенно сейчас – в кризис и пандемию. Нужно, правда, в них разбираться и иметь поддержку надежного партнера. 

Прошло больше года с начала пандемии. Как, на ваш взгляд, кризис COVID-19 изменил яхтинг? 

Удивительно, но ограничения придали нашей индустрии большой импульс для движения вперед. Весной 2020 года продажи затихли, мир встал. Но уже в начале лета за пару недель раскупили все новые яхты длиной до 15 м на стоке у дилеров по всему миру. Не осталось вообще ничего. Затем подтянулись продажи лодок на вторичном рынке в длине 15–35 м и проектов под строительство в будущем. 

По некоторым моделям заказы размещали со спуском на воду через два с половиной года, чего раньше практически никогда не было. 

Одни из самых удачных яхт Sanlorenzo SD96 и Sunseeker с моделями 116 и 131 теперь доступны с постройкой только через два года, к сезону 2023 года.

Получается, никакого негатива?

Единственный отрицательный момент – было подписано не так много новых контрактов на строительство суперъяхт длиной свыше 40 м.

Интересно, какой процент заказчиков рассматривает яхту в условиях пандемии как инвестицию?

Инвестиционные покупки на рынке яхт имеют полное право на существование. В середине марта 2021 года, например, закрыли интересную сделку для клиента. Инвестор купил привлекательную яхту несколько месяцев назад и благодаря верной стратегии продал ее, заработав 42% годовых.

Как это получилось? В чем состояла «верная стратегия»?

Мы с инвестором выбрали одну из моделей Sanlorenzo, которая была только в разработке, и поверили, что она будет успешной. Правильное время для покупки корпуса и прогнозируемый успех при выборе модели привели к тому, что яхта была быстро продана, и нам удалось получить хороший доход. 

В какие модели яхт вы бы советовали вложиться? Какие считаете самыми привлекательными с точки зрения инвестиций?

Готов порекомендовать Sanlorenzo (ведущая итальянская верфь, регулярно входит в мировой топ-3 производителей суперъяхт по объемам строительства. – Прим. авт.). Особенно стоит обратить внимание на серию Asymmetric с асимметричной планировкой. За счет нестандартного решения внутри 30-метровая яхта ощущается примерно как 35–40-метровая по объему интерьера. 

А другие бренды?

Обновляет модельный ряд Sunseeker. Удобные модели – Ocean 90, 88 Yacht, 100 Yacht. Правда, они раскуплены на один-два года вперед. Еще один возможный вариант: примерно в апреле, вероятно, появится «отказная» яхта на большой верфи в Италии. Потенциально может быть очень интересной. Не могу, правда, раскрывать детали из-за соглашения о конфиденциальности.

Вы сравниваете яхты с недвижимостью, но можно ли сравнить их с автомобилями? Ни для кого не секрет, что роскошная машина покидает салон и теряет сразу 30–40% в цене.

Так было и с яхтами, но 10 лет назад, причем именно 40% – примерно после года использования. Но теперь таких потерь нет. У лодок есть преимущество перед недвижимостью. Если рынок в одном регионе слабый, можно переехать в другой, где ситуация лучше. По сравнению с машинами тоже есть плюсы. При правильно структурированной сделке и неоплаченном НДС яхта не привязана к стране, как в случае с автомобилями. 

Как новые экологические стандарты отражаются на стоимости яхт?

Жестко регулируют два уровня выбросов. Первый – черные и серые воды. Второй – выбросы в атмосферу от работы двигателей. Самая большая инвестиция, которая может потребоваться, – система дожига выброшенного топлива. Для больших яхт она стоит 20 000–40 000 евро на двигатель – таких нужно обычно четыре. 

Экономического смысла в инвестициях в «зеленые» яхты пока нет. Есть только экологический. Возможно, в будущем, когда электрические двигатели станут нормой, а не эксклюзивной опцией, появится и денежный эффект, но, вероятно, произойдет это после 2030 года.

А если заказчик хочет, к примеру, гибридную установку или полностью электрическое судно?

Переход на альтернативный источник энергии возможен, но это дороже. Вместо двух больших тяжелых маршевых двигателей на топливе с большим содержанием парафинов ставят пять маленьких эффективных генераторов и электромоторы.

И сколько это может стоить?

С клиентом проектируем яхту 52 м на существующей платформе. Верфь по просьбе заказчика меняет двигатели с обычных на электричес­кие. Удорожание – около 2 млн евро. При цене яхты 30 млн получается 7%, и это ощутимо.

Есть ли тогда смысл инвестировать в «зеленые» яхты? Если да, то в какие и с каким «горизонтом»? 

На выходе будет экономия топ­лива на 15–20%, но это не окупится ни за 10, ни за 20 лет. Экономического смысла в этом пока нет. Есть только экологический. Возможно, в будущем, когда электрические двигатели станут нормой, а не эксклюзивной опцией, появится и денежный эффект, но, вероятно, произойдет это после 2030 года.

В автомобильном мире уже весьма активно вводят строгие запреты на двигатели внутреннего сгорания. Насколько вероятно, что в будущем в яхтинге случится что-то подобное и всем придется перейти на альтернативные источники энергии?

Наша индустрия в среднем на 15–20 лет отстает от автомобильной. С точки зрения регионов большая проблема, наверное, только в Монако из-за высокой концентрации яхт. И это, вероятно, первая акватория, которая станет «зеленеть» – возможно, в течение десяти лет там запретят движение любых дизельных лодок. Глобальные изменения произойдут не раньше чем через 20–25 лет.

Представим, что вы выбираете яхту, которая вам будет актуальной в течение 3–5 лет и еще и удачной для инвестирования. Можете посоветовать одну такую модель?

Наша компания West Nautical в СНГ представляет интересы брендов, в которые мы искренне верим, поэтому я инвестировал бы в яхты Sanlorenzo и Sunseeker. И как дилеры мы часто в них вкладываемся, выкупаем очередь на верфи и предлагаем эти модели клиентам. Они очень востребованы и не собираются терять в цене.  

Читайте также в этом сюжете