Rolls-Royce ушел в коучбилдинг

Интервью с исполнительным директором компании Торстеном Мюллер-Отвосом

Несколько недель назад компания Rolls-Royce объявила о создании своего нового, отдельного подразделения Couchbuild, которое займется созданием эксклюзивных кузовов автомобилей по индивидуальным заказам самых преданных клиентов компании. 

Истоки коучбилдинга как метода разработки нового кузова на базе серийного шасси транспортного средства уходят к истокам машиностроения. Со временем такой подход практически полностью вытеснило массовое производство. Rolls-Royce – единственная компания, которая решила дать новое прочтение ретро-традиции. 

Первым творением английской марки стал автомобиль Boat Tail, вдохновленный очертаниями кормы яхты. Торстен Мюллер-Отвос, на протяжении 11 лет стоящий у руля Rolls-Royce, в эксклюзивном интервью «Как потратить» объясняет, зачем легендарный бренд возрождает направление, существовавшее больше 100 лет назад, и как разрабатывался эксклюзивный автомобиль, который имеет все шансы стать самым дорогим в мире.

В 2017 году Rolls-Royce изготовила в единственном экземпляре купе Sweptail с уникальным дизайном крыши и кузова, не похожим ни на один серийный автомобиль. Стоимость машины составила рекордные $13 млн, моментально сделав данную модель самой дорогой в мире. Правильно ли я понимаю, что именно этот проект cподвиг вас всерьез задуматься о коучбилдинге как о целом направлении?

Да, после успеха Sweptail целый ряд клиентов обратился к нам с просьбой сделать что-то подобное и для них. При этом мы понимали, что если углубляться в это направление, то по всем правилам и золотым стандартам, чего до нас не делал никто. Сегодня под понятием сoachbuild  (англ. – кузовостроение, прим. – КП) часто ошибочно понимается небольшая модификация машины, по сути же, это Bespoke, не выходящий за рамки интерьера и цвета автомобиля.

С появлением коучбилдингового подразделения Rolls Royce все границы стираются. Точнее, я бы сказал, что это возвращение к истокам. Правда, в начале XX века мы, как многие другие компании, пользовались услугами сторонних мастеров по производству автомобильных кузовов. Сейчас, на другом витке своей истории, у нас появилась возможность построить на заказ с нуля принципиально новый автомобиль, не просто эстетически привлекательный и эксклюзивный, но и полностью раскрывающий характер заказчика. 

Коучбилд – это вершина пирамиды роскоши, самая высшая ступень Rolls-Royce, и мы очень тщательно походим к выбору клиентов для участия в нем, ибо так или иначе их машины определяют развитие дизайна и будущего автомобилестроения
Торстен Мюллер-Отвос
исполнительный директор Rolls-Royce Motor Cars

C хвостовой частью Boat Tail эта цель была достигнута. Не остается сомнений, что счастливый обладатель этого автомобиля – яркий поклонник яхт. Станет ли эта форма новым трендом?

Мы представили лишь первый автомобиль из трилогии этой серии. Так совпало, что несколько клиентов, изъявивших желание получить коучбилд, серьезно увлекаются яхтингом, более того, один из них владеет историческим Rolls-Royce Phantom II. Однако на этом сходство заканчивается. В частности, в представленной сегодня модели есть отсек для хранения аксессуаров для пикника и холодильник под любимое шампанское заказчика – Armand de Brigna. 

В других машинах будут свои «фишки». Тиражировать Boat Tail мы точно не будем. Повторюсь, что главная идея коучбилдинга  – воплотить индивидуальность, поэтому все проекты начинаются с общения с человеком, а не с показа вариантов того, что уже представлено на рынке и что в тренде. «Покажите мне то, чего я прежде никогда не видел», – таков девиз наших клиентов. Каждый заказчик ожидает поистине революционный автомобиль, который громко заявит о себе и окажется на ступень выше, чем всё, что существовало до него.

Как строится процессе работы над уникальным кузовом?

Сначала мы исследуем исторические и культурные особенности мира заказчика, его любимые направления в моде, архитектуре и живописи, цветовую палитру и т.д. Далее рисуется первый чертёж от руки, потом второй, третий… постепенно появляется полноразмерный макет из глины, что позволяет вживую работать с массивными поверхностями кузовов и придавать им окончательную форму.

Подчеркну, что на протяжении всего этого процесса клиенты принимают непосредственное участие в проекте и вносят свои коррективы. Процесс не быстрый. Boat Tail потребовал больше сотни тысяч часов. Далее модель была оцифрована и на её базе формируется основа, на которую вручную прилаживаются опять-таки сделанные вручную алюминиевые панели.

В случае с Boat Tail мы говорим про 1813 абсолютно новых компонентов. Только год ушел на разработку различных электронных компонентов, включающих охладительные механизмы мини-холодильника. Поскольку мы говорим про автомобиль, который рассчитан на повседневное использование, Boat Tail прошел такие же строгие динамические испытания, тесты при температуре минус 20 градусов и плюс 80, как и все автомобили нашей марки, а также высокоскоростной анализ, который позволил убедиться, что содержимое отсека для пикника достаточно надёжно закреплено и не производит шумов при движении. 

В общей сложности на создание первой машины ушло четыре года. Вы неоднократно говорили о том, что в коучбилдинге в равной степени важен как результат, так и творческий путь создания шедевра. Но каждый путь должен иметь конечную цель. Нет ли у вас опасений, что поиски идеала могут затянуться и превратиться в некую Саграду Фамилию или в «парящий» Rolls-Royce Wraith Джастина Бибера  с колесами,  обрамленными кузовными панелями? 

Такой сценарий маловероятен. Коучбилд – это вершина пирамиды роскоши, самая высшая ступень Rolls-Royce, и мы очень тщательно походим к выбору клиентов для участия в нем, ибо так или иначе их машины определяют развитие дизайна и будущего автомобилестроения. Речь идет об истинных ценителях и экспертах нашего бренда, в гараже которых уже стоит не один Rolls-Royce. Такие люди готовы инвестировать и свое время в проект, так как для них это способ создать вещь, которая будет переходить по наследству другим поколениям.

Сколько машин с эксклюзивным кузовом вы планируете выпускать?

У нас нет никаких целей и плановых показателей, к которым нужно стремиться. Rolls-Royce всегда придерживается стратегии по изготовлению не более чем 5000 автомобилей в год, однако, по нашим прогнозам, новые творения отдела коучбилдинга будут появляться каждые два года. Например, уже сейчас несколько проектов прошли половину пути и через несколько лет будут представлены общественности. 

Читайте также