Дорогой автомобиль как инвестиция: опыт 2020-21 гг.

Как пандемия подтолкнула продажи автомобилей класса люкс

Прошедший год стал непростым для целого ряда индустрий, однако производителям люксовых автомобилей пандемия, наоборот, принесла только материальную пользу. В частности, продажи Bentley по итогам года увеличились на 1,8% до 11 206 машин. 101-летний бренд назвал 2020 год самым успешным со времен основания компании. Приятно удивлен результатами минувшего года и президент Bugatti и гендиректор Lamborghini Стефан Винкельманн, охарактеризовавший его как «третий рекордный год подряд».

Примечательно, что на прибыль автопроизводителей не повлияли даже противовирусные меры, в результате которых количество выпущенных автомобилей оказалось ниже, чем в 2019 году. Так, компания Porche, продавшая на 3% меньше машин, закончила прошлый год с выручкой в €28,7 млрд, что на €100 млн больше, чем годом ранее. 

Продажи Ferrari, чей завод останавливался на семь недель, упали за год примерно на 10%. Но это не помешало итальянскому автопроизводителю установить рекорды по продажам и выручке в IV квартале.

Для Lamborghini 2020 год тоже стал самым прибыльным за всю историю марки и вторым лучшим годом по количеству реализованных единиц в истории бренда. «За весь «экзотический-пандемический 2020-й» мы продали 7430 автомобилей и внедорожников, что на 9,5% меньше, чем в 2019 году. Но IV квартал был лучшим в истории», – сказал  Стефан Винкельманн.

Воодушевляющими выглядят и прогнозы на ближайшие 12 месяцев. «Мы наблюдаем продолжающийся высокий спрос. По состоянию на конец февраля мы находимся в двузначном диапазоне процентного роста по сравнению с предыдущим годом – как по поставкам, так и по входящим заказам. Это означает, что мы уже ожидаем положительного результата в I квартале», – сообщили в Porsche.

У Lamborghini машины расписаны на девять месяцев вперед. Rolls Royce и Ferrari также закончили год с самым высоким уровнем будущих заказов.

Участники рынка связывают положительную динамику на рынке дорогих автомобилей прежде всего с ростом доходов состоятельных клиентов, особенно на Ближнем Востоке, и появлением нового поколения покупателей высокотехнологичных машин из числа молодых инвесторов, заработавших на рынке акций и криптовалют. По данным компании Knight Frank, несмотря на пандемию число людей, чье состояние превышает $30 млн, выросло на 2,4%. 

В смутные времена инвесторы предпочитают не копить наличные, а тратить средства на твердые активы, к которым и относятся автомобили
Эндрю Ширли
партнер компании Knight Frank

При этом лидером по приросту благосостояния остается Азия. «Китай был одной из первых стран в мире, вышедших из тени коронавируса, и стал главной движущей силой мирового рынка Porsche. В 2020 году мы поставили клиентам из КНР 88 968 новых автомобилей, то есть на 3% больше в годовом исчислении», – объясняют в Porche. 

Высокие продажи в Восточной Азии в последние кварталы минувшего года позволили компенсировать потери, понесённые в ходе карантина. «Наши показатели в Китае, регионе, наименее пострадавшем от Covid-19, с сентября по декабрь были особенно обнадеживающими, поскольку количество реализованных там автомобилей росло как в годовом, так и в квартальном исчислении», – сообщил директор по маркетингу Jaguar Land Rover Феликс Брёйтгам.  

Впрочем, эксперты напоминают, что и другие рынки демонстрируют сильные признаки восстановления – несмотря на вторую волну коронавируса по всему миру. Так, согласно данным исследовательской компании J. D. Power, в США в IV квартале 2020 года число продаж автомобилей стоимостью более $80 000 удвоилось по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а автомобилей стоимостью более $100 000 возросло на 63%. 

Параллельно Rolls-Royce Motor в России побила свой исторический рекорд: за 12 месяцев 2020 года компания продала более 200 автомобилей, что составляет прирост 4% по сравнению с 2019 годом. «Россия вновь закрепила за собой статус крупнейшего рынка марки в континентальной Европе, а московские дилеры возглавляют рейтинг европейских дилеров Rolls-Royce», – пояснили в компании.

Другим важным моментом для люксовых автомобилей стала волатильность на фондовых рынках. «В смутные времена инвесторы предпочитают не копить наличные, а тратить средства на твердые активы, к которым и относятся автомобили», – отмечает партнер компании Knight Frank Эндрю Ширли. 

Данный тренд отразился и на коллекционных автомобилях, стоимость которых по итогам года увеличилась на 6%. В числе наиболее заметных сделок – продажа Bugatti Type 59 1934 года за $12,7 млн, что стало новым рекордом для французской марки, и Lamborghini Miura P400 SV Speciale 1971 года, ушедшей с молотка за $4,3 млн. «Пандемия заставила владельцев ценить свои автомобили еще больше, потому что они представляют собой личную свободу, а также потенциальную страховку от инфляции в будущем», – констатирует основатель Historic Automobile Group International Дитрих Хатлапа.

Читайте также