Карета Наполеона вернулась в Италию

В годовщину смерти императора его память почтили в Риме и Турине

Отношение к Наполеону в Италии всегда было неоднозначным. Легендарного французского императора воспел в своем стихотворении «Высокого предчувствия порывы и томления» (перевод Ф.И. Тютчева) великий итальянский писатель Алессандро Мандзони. Однако Наполеона помнят и как человека, пристраивавшего родню на хлебные места (он при любой возможности сажал родственников на трон или назначал на высокие должности) и посягавшего на власть церкви. Его ценили как героя и новатора, его боялись и ненавидели, отправив в изгнание.

Тем не менее наследие Наполеона до сих пор живо в Италии. Что неудивительно: в 1805-м в Милане он был провозглашен итальянским королем, в Турине находился несколько дней в период между своей коронацией как императора французов, которую 2 декабря 1804 года провел папа Пий VII, и миланской церемонией, случившейся за несколько лет до завоевания Рима (1809). Так что годовщина его смерти в Италии не могла пройти незамеченной.

Вечный город почтил память Наполеона выставкой «Наполеон и миф о Риме», раскрывающей его отношение к образцам и славному прошлому Римской империи. Турин, известный как столица автомобильной и транспортной отрасли, подготовил свою экспозицию (работает с 5 мая), выставив в Большой конюшне дворца Венария отреставрированную карету, которая принадлежала императору.

Венария, величественное здание, когда-то представлявшее собой одну из наиболее роскошных резиденций Савойской династии, 15 лет назад было спасено от разрушения и превращено в ведущий центр консервации и реставрации художественных произведений. Именно сюда доставили карету, «участвовавшую» в путешествии, предпринятом Наполеоном в 1805 году: ее привезли из охотничьей резиденции Ступиниджи, где она обычно хранится, чтобы отреставрировать и выставить на всеобщее обозрение.

Карета была изготовлена около 1805 года Жаном Эрнестом Августом Геттингом, парижским каретником, работавшим по заказам Наполеона и его двора; он же сделал экипаж для коронации в Париже в 1804 году. Между 1803 и 1815 годами мастер создал для императора минимум 15 экипажей разного типа, в том числе пять парадных карет. Доставленная из Парижа в Италию карета, представленная на выставке, должны была, по некоторым данным, участвовать в коронационной процессии в Милане.

Радиографические исследования позволили обнаружить оригинальный герб, позолоту и украшения, в течение десятилетий остававшиеся скрытыми от глаз.

После 1815 года, когда Наполеон потерпел поражение под Ватерлоо, карета оказалась у Марии-Луизы, бывшей жены императора, получившей титул герцогини Пармской. Она-то и приказала убрать всю наполеоновскую символику и прикрепить к карете новый герб.

С 1955 года карета была выставлена в охотничьей резиденции Ступиниджи, но отреставрировать ее смогли только в этом году. Благодаря многоспектральному микроанализу, проведенным в мастерских Венарии, под слоями краски удалось выявить изначальные цвета; радиографические исследования позволили обнаружить оригинальный герб, позолоту и украшения, в течение десятилетий остававшиеся скрытыми от глаз.

Посещение Венарии не только доставит удовольствие благодаря своим садам, мастерским и впечатляющей архитектуре, но и станет поводом еще раз задуматься о славных, пусть и недолгих приключениях Наполеона, который сбавлял темп лишь во время торжественных выездов, в том числе в представленной здесь карете, или перед лицом русских морозов. Но это уже совсем другая история.

(Перевела Елена Туева)

Читайте также