Мотоцикл «Урал» покорил Японию

Ирбитскому мотозаводу исполняется 80 лет

Кто бы мог подумать, что одним из самых узнаваемых российских брендов на мировой арене в 2021 году станет... «Урал»? А точнее – Ural. А между тем мотоциклы с боковым прицепом (или коляской, как говорят в народе) в брутальном ретроисполнении буквально за несколько последних лет превратились в настоящих звезд отечественного экспорта. 

Производят технику, как и в советские времена, на заводе в Ирбите в Свердловской области. Это приблизительно между Екатеринбургом и Тюменью, в паре сотен километров вглубь тайги от Транссибирской магистрали. Как и многое в отечественной промышленности, предприятие создали с конкретными военными целями. В начале Великой Отечественной войны сюда, на берега речки Ницы, перебросили специалистов московского мотозавода. Спустя три месяца после передислокации предприятие выпустило и отправило на фронт первую партию мотоциклов с коляской и окончательно закрепилось в Сибири. 

В советские годы завод производил десятки различных моделей, в том числе специальных версий для милиции и так далее, а также поставлял «Уралы» в страны соцблока. Но после распада СССР у него, как и у многих, возникли серьезные проблемы со сбытом. Надежные и неприхотливые мотоциклы устарели в глазах клиентов и сильно подорожали в сравнении с нахлынувшими импортными, продажи просели. На внутреннем рынке пиетета к мотоциклам с коляской широкие потребители в общем-то уже не испытывали. 

Короче говоря, нужно было искать выход. Тогда завод в корне перевернул маркетинговую стратегию. Ретродизайн в стиле олдскульного BMW R71 из недостатка превратили в MVP (main value proposition, наилучшее ценностное предложение товара), переименовали «Урал» в Ural, начали закупать лучшие комплектующие из-за границы и развернули продвижение и сбыт на внешние рынки, в том числе через соцсети. Например, на официальный канал Ural Motorcycles в YouTube подписаны почти 12 000 человек, и ведут его полностью на английском языке. 

Коляска стала особой «фишкой» ирбитского завода. Обычные двухколесные мотоциклы он тоже раньше выпускал, но в итоге сосредоточился на том, что получается лучше всего. Как говорят на предприятии, настоящую народную любовь всегда получали именно модели с боковым прицепом, которыми славится завод в Ирбите. И собственно, поэтому сейчас все ресурсы здесь направляют на создание улучшенных моделей с коляской. 

Практически каждый год на заводе делают специальную версию, вдохновляясь  атомными ледоколами, МКС или шпионскими фильмами

Эта деталь добавляет «Уралам» особенную изюминку и словно с помощью машины времени возвращает владельцев в радостное прошлое. Тем более, как утверждают официальные дилеры завода, Ural – единственный в мире мотоцикл, который штатно выпускают с коляской. А еще клиенты по всему миру ценят надежность, проходимость и грузоподъемность машины (наследство армейского прошлого) и возможность заказать мотоцикл под себя, максимально его кастомизировать. На заводе предлагают огромное количество опций и более 200 вариантов раскраски корпуса.

Теперь, по оценкам дилеров, до 95% «Уралов» продают за границу. Представительства завода работают по всей Европе, в азиатских странах, включая Японию, Тайвань, Таиланд, Вьетнам, Китай, а также в Австралии, США и ОАЭ. Ну а главными рынками стали Штаты – здесь открыты десятки представительств, а среди клиентов, например, актер Брэд Питт, – а также ЕС и Япония. Производство завода в Ирбите по-прежнему остается фактически штучным – и это еще один плюс для ценителей. Предприятие выпускает примерно 1100–1200 мотоциклов в год, то есть около трех-четырех в день.

Компания проповедует гибкий подход к продажам. Практически каждый год на заводе делают специальную версию, вдохновляясь разными маскулинными объектами – атомными ледоколами, МКС, дронами, шпионскими фильмами. Есть даже вариант с электрическим двигателем – на полном заряде батареи можно проехать до 150 км. 

В Японию «Уралы» стали завозить еще в 1970-х, но официальный дилер появился только в новом веке. «Компанию Ural Japan зарегистрировали в 2007 году, – рассказывает генеральный директор японского представительства Владислав Волхин. – Я поступил в компанию в качестве менеджера в 2013 году, в 2016 году стал генеральным директором, перевез офис в Осаку из маленького городка в префектуре Фукуи, открыл шоурум. За пять лет с тех пор продажи в Японии выросли почти в шесть раз. В этом нам помогло грамотное продвижение и маркетинг: соцсети, YouTube, мероприятия, сотрудничество со СМИ и телевидением».

Надо отдельно сказать, что у Влада крайне любопытная личная история. Он еще в детстве заинтересовался Японией через занятия различными боевыми искусствами. Потом окончил факультет японоведения во Владивостоке, параллельно с учебой начал гонять на мотоциклах. А затем уехал в Японию изучать традиционную резьбу по дереву, где и нашел работу в продажах «Уралов». В настоящее время Волхин преподает боевые искусства, снимается в кино и рекламе, пишет статьи в японские специализированные журналы.

В Стране восходящего солнца вообще любят все необычное, поэтому для многих клиентов покупка мотоцикла с коляской – отличный способ выделиться. Кроме того, оказывается, в Японии на мотоциклы с приводом на коляску не требуются особенные права, можно ездить по автомобильным. «Это очень сильно привлекает, так как разрешение на большекубатурные мотоциклы не так просто получить», – отмечает Волхин. Влад говорит, что здесь больше других обожают модель Gear Up в кастомных расцветках. Популярность «Уралов», особенно необычных, дополнительно подтверждает тот факт, что из 20 лимитированных Ural Geo сразу три уехали в Японию.

Ural Geo – последний релиз на мировом рынке. Это самый дорогой «Урал» за всю историю компании. Лимитированный байк с амортизаторами Nitron, тормозами Brembo, внедорожными колесами Heidenau и выхлопом GPR выпустили ограниченным тиражом. Каждый – с уникальной камуфляжной раскраской, выполненной вручную с помощью особого паттерна. Один мотоцикл стоит от $27 000 (где-то 2 млн рублей) – примерно как базовый «Мерседес» С-класса.

Слегка сумасшедшее промовидео Ural Geo сейчас самое популярное на канале компании в YouTube – почти 100 000 просмотров. Оно идеально воплощает современную философию бренда. Двое путешественников в комбинезонах с надписью Ural Research & Development под музыку, отсылающую к «Гранд Отелю Будапешт», отправляются в путь по абсолютному бездорожью. По пути они делают заметки, что нужно добавить в конструкцию, чтобы получился Ultimate Ural – квинтэссенция мотоциклетного искусства. 

Когда доходит до обсуждения эксклюзивной раскраски, иностранцы-испытатели звонят на завод, чтобы уточнить: «Can you do it?» На что женщина из Сибири кричит им в трубку: «Че, совсем обалдели? Хотите, чтобы мы мотоциклы делали или кружок рисования устраивали? Это ж три дня на мотоцикл». Но тестировщики уверены: конечно, смогут, это же ирбитский завод, им все по плечу. Самоирония, безусловно, подкупает – как можно не любить бренд, который готов смеяться над собой, но при этом делает действительно солидный, качественный и востребованный продукт. Будем надеяться, что и в России «Урал» когда-нибудь полюбят, как и за рубежом, и внутреннее потребление все же преодолеет планку в скромные 5%.  

Читайте также