Яхтенный бум: итоги Monaco Yacht Show

Юбилейная, 30-я по счету выставка ознаменовалась новым рекордом

Monaco Yacht Show (MYS 2021) не стала рекордной по количеству яхт и посетителей. Да и организаторы не ставили перед собой количественную цель, скорее ориентируясь на качество – как показанных суперъяхт, так и целевой аудитории.

Однако, что гораздо важнее, MYS 2021 ознаменовала собой новый рекорд по количеству продаж на яхтенном рынке – впервые с кризиса 2008–2009 годов.    

По данным Рафаэля Соло, CEO брокерской компании Fraser, в 2021 году 545 яхт было продано на момент начала монакской выставки (для сравнения – 277 в 2020 году), что в два раза превышает общее количество сделок на рынке впервые с 2009 года.

При этом общая запрашиваемая цена составила 3,6 млрд евро. Интересно, что около 80% всех продаж на рынке пришлись на сегмент 24–40 м. «Это начальный порог для вхождения в индустрию суперъяхт, – комментирует Салье. – И именно здесь мы наблюдаем покупателей, которые приобретают свою первую в жизни яхту. В этом году количество новых покупателей составило 40%». 

MYS 2021 ознаменовала собой новый рекорд по количеству продаж на яхтенном рынке

Эксперты яхтенного рынка объясняют всплеск интереса к суперъяхтам не только усталостью от ограничения свободы в пандемию и желанием поскорее вернуться к путешествиям, но и ростом количества богатых людей. Так, по данным исполнительного директора голландской компании Heesen Yachts Артура Брауэра, количество миллиардеров в мире за период пандемии выросло на 32% и составило в общей сложности 2755 человек. Их среднее состояние также выросло на 24%, а точнее, до 4,7 млрд на человека.

Слова Брауэра подтверждает Рафаэль Салье, по оценкам которого количество новых миллиардеров в 2021 году достигло 660 человек. Причем большинство из них – выходцы из технологической индустрии. 

На сентябрьской Monaco Yacht Show в этом году было представлено 100 суперъяхт. Из них 88 – моторные и 12 – парусные. Самыми большими яхтами MYS 2021 стали 108-метровая IJE от Benetti (2019), 107,6-метровая Luminosity (2020), также построенная Benetti, и 95,2-метровый Kismet от Luerssen (2014). Длина девяти мегаяхт превысила 80 м. Пять из показанных на MYS были в размере 70–80 м, шесть – 60–70 м, десять – 50–60 м и тридцать шесть – 40–50 м. 

Брокеры и верфи представили 37 новинок. Самой большой стала 94-метровая Viva от Feadship, отражающая последние тенденции яхтенного мира и прежде всего ориентированная на экологичность. Viva приводится в движение усовершенствованной гибридной силовой установкой. Это позволяет суперъяхте путешествовать с комфортной скоростью 12 узлов с использованием дизель-электрики и заходить в нетронутые бухты.  

85-метровая Victorious от AKYacht – вторая крупная новинка MYS 2021 – была продемонстрирована английской брокерской компанией Burgess. Victorious создавалась на протяжении рекордных 14 лет. И еще до своего спуска на воду успела попутешествовать между Южной Америкой, Новой Зеландией и Турцией, куда ее корпус был доставлен новым владельцем-основателем AKYacht для завершения строительства. Интересными деталями на борту Victorious стал джентльменский клуб с настоящим сертифицированным камином и дровами, а также пляжный клуб размером 200 кв. м. 

Кастомная 65-метровая Zazou от Benetti стала третьей крупнейшей новинкой 2021 года, представленной в Монако. Zazou cоздана на той же платформе, что и яхта Metis, о которой «Как потратить» писал в обзоре MYS 2019 года. По словам представителей Benetti, Zazou обладает самым большим сандеком с 5-метровым бассейном и кинотеатром под открытым небом. 

Поскольку в 2020 году MYS не проводилась из-за ограничений, связанных с коронавирусом, новинками выставки 2021 года стали также яхты, спущенные на воду в 2020-м. Безусловно, самой заметной премьерой можно назвать 80-метровый Artefact от Nobiskrug. По слухам, яхта принадлежит Майку Лазаридису, основателю компании Research in Motion и создателю Blackberry. Гибридная яхта с необычной надстройкой из стеклопластика и беспрецедентным количеством стекла на борту за день до открытия выставки получила титул «лучшей суперъяхты года» от World Superyacht Awards. Artefact, созданная по проекту американского морского архитектора Грега Маршалла с интерьером от британской студии Reymond Langton Design, заслуживает яхтенного «Оскара». Яхта сделана по высочайшим стандартам индустрии и задает новые ориентиры в дизайне.  

Еще одной интересной новинкой MYS 2021 оказалась 80-метровая Tatiana – флагман турецкой верфи Bilgin Yachts. Обладательница стремительного корпуса, Tatiana была задумана владельцем для семейного отдыха, корпоративных мероприятий и чартера. Ранее построивший на Bilgin еще двух «Татьян» – 33-метровую (2006) и 45-метровую (2011), – ее владелец хорошо знал, какой должна быть идеальная яхта. И для создания новинки нанял турецкое бюро Unique Yacht Design и английских дизайнеров интерьера H2 Yacht Design. Результат получился настолько удачным, что сейчас на верфи строится еще два 80-метровых корпуса. 

Из относительно небольших новинок MYS 2021 заслуживает отдельного внимания 24-метровая Wally WHY 200 от Ferretti Group. Два года назад на выставке в Монако Ferretti Group объявила о покупке бренда Wally и о начале работы над новой моторной яхтой. В 2021-м гостям MYS был показан результат этой работы. WHY200 знаменует собой новый сегмент. Причем это «самая объемная 24-метровая яхта на рынке», как отметил в интервью «Как потратить» CEO Ferretti Group Альберто Галасси. Ширина главного салона WHY200 – 7,5 м – сравнима с шириной 50-метровой яхты. А мастер-каюта с 270-градусным обзором в носовой части яхты поражает воображение. 

Об успешности яхтенной выставки можно судить по тем сделкам, которые на ней совершаются, и MYS 2021 не стала исключением. Компания Imperial объявила о подписании контракта на строительство новой суперъяхты Amels 60 c экстерьером от Эспена Ойно и интерьером от Winch Design (спуск на воду запланирован на 2023 год). Imperial имеет прекрасную совместную историю сотрудничества с верфью Amels. Проект Amels 60/03 уже двенадцатый с 2007 года, что само по себе является рекордом. 

По традиции на MYS 2021 было представлено несколько новых проектов, отражающих концептуальный взгляд верфей на то, какими могут быть яхты будущего. 

Проект 115-моторной яхты Apex был продемонстрирован немецкой верфью Lloyd Werft, в этом году спустившей на воду внушительную 145-метровую мегаяхту Solaris. Согласно замыслу создателей, Concept Apex – экспедиционная яхта, для которой не будет границ. Дальность хода составит 9000 морских миль. На борту помимо вертолета расположатся два 20-метровых тендера. Высота носа яхты будет 4 палубы, с таким корпусом она пройдет сквозь любую непогоду. На борту смогут разместиться 22 гостя и 48 членов экипажа. При этом площадь интерьера составит 2400 кв. м. 

Дальность хода экспедиционной яхты Concept Apex составит 9000 морских миль

Голландская верфь Oceanco показала Kairos – проект 90-метровой моторной с гибридной двигательной установкой, созданный в сотрудничестве с морскими архитекторами Lateral и дизайнерским бюро Pininfarinа. Уже полностью просчитанный инженерами, Kairos использует батареи как главный источник энергии. При этом дизельные генераторы приспособлены для того, чтобы заряжать батареи и приводить в движение мотор, когда владельцу и его гостям понадобится большая скорость. Как результат – отсутствие шума, низкий уровень вибрации и нулевые локальные выбросы. 

Pure – в переводе на русский «чистый» – именно так назвала проект 81,7-метровой яхты с гибридной двигательной установкой голландская верфь Feadship. Одним из необычных предложений верфи стало перемещение командного пункта с верхней палубу на нижнюю, где капитан сможет ориентироваться по данным камер и других устройств с помощью дополненной реальности. Столь оригинальным образом верфь придумала освободить драгоценное пространство для гостей, которого всегда не хватает.

Еще одной находкой стал трехуровневый атриум, соединивший сразу несколько палуб, чего раньше не встречалось на яхтах. Впрочем, Feadship утверждает, что проект Pure – не просто красивая фантазия, а вполне реализуемая идея, которая может быть построена в скором будущем. 

По мнению представителей верфей и брокерских компаний, участвовавших в Monaco Yacht Show в этом году, количество людей, которых могут заинтересовать новые проекты, в мире выросло. При этом на многих верфях Северной и Южной Европы, заказы расписаны до 2024–2025 годов.

Начало пандемии, ознаменовавшее собой неопределенность, задержку спуска на воду новых яхт и отмену чартеров, быстро сменилось настроением, когда богатые люди во всем мире осознали, что яхта позволяет пережить самоизоляцию в гораздо более приятном для них и членов их семей формате. И наряду с недвижимостью в разных уголках земного шара – от Лондона до Дубая – начали активно покупать новые яхты и бронировать чартеры.

Еще одним подтверждением тенденции станет Explorer Yachts Summit 2021, который пройдет в Монако 11 ноября и будет посвящен экспедиционным яхтам. Спрос на них также вырос, и почти каждая уважающая себя верфь имеет эксплорер в своем портфеле заказов. 

Читайте также