Группа «ГАЗ» стала партнером Музея транспорта Москвы

Новая жизнь хорошо знакомых автораритетов

Уже третий год в столице действует Музей транспорта Москвы – это городское пространство и живой исследовательский центр, изучающий социокультурный код города сквозь призму транспорта. Деятельность музея направлена на сохранение и реставрацию уникальных транспортных средств. 

В фондах музея находится более 250 экземпляров транспорта и артефактов, связанных с его историей. Среди них – 26 единиц техники Горьковского автозавода: легковые, грузовые, пожарные машины. Каждый экспонат представляет особую ценность для истории транспорта.

В коллекции есть, например, известная всем москвичам «Эмка» (ГАЗ М-1) – легковой автомобиль, производившийся на Горьковском заводе с 1936 по 1942 год. «Эмка» была сконструирована советскими инженерами, которые творчески переосмыслили американский Ford-V8-40. Ведь нижегородский завод был создан при непосредственном участии детройтских производителей, и первые чертежи, детали поступали из-за океана. 

Буква «М» в индексе модели возникла в связи с переименованием предприятия в честь народного комиссара иностранных дел, министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова, а цифра «1» обозначала порядковый номер модели. 

В Москве ГАЗ-М1 широко применялся прежде всего как служебный автомобиль и такси. «Эмками» поощрялись передовики производства, например эту машину вручили в 1936 году Алексею Стаханову. В 1936–1946 годах автомобиль был основным советским таксомотором. 

В 2022 году первому советскому масштабному автопроизводителю – Горьковскому заводу – исполнилось 90 лет. Предприятие серьезно повлияло на индустриальный подъем СССР в ХХ веке. С момента основания и до наших дней с конвейера завода сошло около 19 млн автомобилей, многие из них олицетворяют целые эпохи в жизни страны. 

Недавно Музей транспорта Москвы объявил о партнерстве с группой «ГАЗ». На средства, полученные в рамках сотрудничества, будут отреставрированы два экспоната Горьковского автозавода коллекции: тротуароуборочный автомобиль ТУМ-3 на базе ГАЗ-69, который справлялся с зимней стихией на дорогах Москвы в 60-е годы, и легковой ЗИМ (ГАЗ-12), часто служивший в такси и скорой помощи. После реставрации экспонаты станут доступны для изучения на выставочных проектах музея.

«Музей транспорта Москвы впервые сотрудничает с группой «ГАЗ», и мы бесконечно рады, что транспортное сообщество в лице таких гигантов автомобильного производства сегодня объединяется с музеем для решения важных вопросов реставрации и сохранения наследия», – отмечает директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Реставрация автомобилей – длительный и кропотливый процесс, так как важно сохранить исторический вид экспоната. Научно-исследовательским отделом изучается техническая литература, журналы эксплуатации, чертежи и фотографии. Процесс поиска материалов проводится по всему миру, конечно, до наших дней сохранилось не все. В СССР все заводы обязаны были передавать техническую документацию в Самарский государственный архив, но в военное время многие материалы были уничтожены. Иногда восстановление транспорта происходит буквально по деталям в соответствии с архивными данными, рассказывают сотрудники музея.

Открытие постоянной экспозиции музея в 2023 году станет важной вехой для сохранения и популяризации истории отечественного транспорта
Вадим Сорокин
президент группы «ГАЗ»

По ЗИМ все подготовительные процедуры уже завершены, и скоро автомобиль отправится на реставрацию. С ТУМ-Т3 ситуация другая, так как автомобиль числится за Политехническим музеем и включен в состав государственного музейного фонда. Музей транспорта Москвы ведет переговоры по организации процесса реставрации культурной ценности.

Детали к этим автомобилям будет найти непросто. Многие придется изготавливать специально для экспонатов, потому что отыскать эти запчасти уже невозможно. «Легковому ЗИМ нужно сделать кузовной ремонт, покрасить его, заменить молдинги. Тротуароуборочный ТУМ-Т3 не на ходу, экспонату требуется комплексный кузовной ремонт, покраска, ремонт двигателя, основных агрегатов и изготовление навесного оборудования: щетки, нож-скребок для сбора снега, бункер пескоразбрасывателя, который монтировался к кузову и заполнялся песком для посылки дорог», – рассказывает начальник управления учета, хранения и реставрации коллекции Музея транспорта Москвы Андрей Кощеев.

«Для нас важно, чтобы молодые специалисты, которые приходят на ГАЗ и работают сейчас над созданием современного транспорта – электробусами, машинами с интеллектуальными системами и цифровыми сервисами, – знали свою историю. При этом и наши сотрудники, и вся будущая инженерная элита в машиностроительной отрасли воспитывается на традициях, которые дала стране конструкторская школа ГАЗа. Работа ГАЗа отражает историю всего автопрома и нашей страны. Часть этой истории – представительский ЗИМ и спецтехника на базе ГАЗ-69», – отмечает директор Горьковского автозавода Андрей Софонов. 

В 2023 году музей получит помещение постоянной экспозиции в гараже Мельникова. «Открытие постоянной экспозиции музея в 2023 году станет важной вехой для сохранения и популяризации истории отечественного транспорта, – говорит президент группы «ГАЗ» Вадим Сорокин. – С момента создания Горьковский автозавод вносил и продолжает вносить огромный вклад в развитие транспортной системы страны. Сегодня ГАЗ выпускает современную технику нового поколения, оснащенную интеллектуальными системами и цифровыми сервисами. При этом мы бережно относимся к историческому наследию, сохраняя и восстанавливая его для будущих поколений».

До открытия основного здания музей привлекает внимание общественности к сохранению транспортного наследия выставочными проектами, локациями для которых становится сама инфраструктура города: автобусные остановки, метрополитен, зал ожидания Северного речного вокзала. Павильон № 26 ВДНХ «Транспорт СССР» сегодня является главной выставочной площадкой. В нем размещена часть ретроэкспонатов музея, регулярно проводятся лекции и мастер-классы для детей. 

Первой масштабной выставкой в историческом павильоне «Транспорт СССР» стала «Мечта москвича», рассказывающая историю легендарного автомобиля марки «Москвич». Коллекция серийных автомобилей, прототипов «Москвичей» и гоночных болидов представлена в кинематографическом жанре байопик. 

Знакомство с маркой начинается с инсталляции  художницы Ирины Кориной «Рог изобилия», которая символизирует эпоху индустриализации в СССР, подарившую стране первый народный автомобиль. А дальше путь героя рассказан от съемок в главных советских кинолентах до закрытия завода. 

В финале выставки посетители попадают на киносъемочную площадку одного из культовых советских кинофильмов с «Москвичом» в главной роли – «Зеленый огонек» и могут сняться в одном из его эпизодов. Выставка работает с мая 2021 года и открыта для посещения до конца весны 2022 года. 

Сейчас также действует временная экспозиция в рамках выставки «Мечта Москвича» – «А. Ф. Андронов: думы о труде». Здесь посетители узнают о жизненном пути главного конструктора завода МЗМА/АЗЛК, создателя автомобилей «Москвич» Александра Федоровича Андронова. 

В зале ожидания Северного речного вокзала, украшенного мозаиками советского периода, музей представляет видение современных художников на городской транспорт. Например, инсталляция Дмитрия Каварги «Транспортное вещество» создана из списанных деталей автобуса МАЗ, сама работа словно уходит в землю корнями. Для полного восприятия пространство дополнено кадрами кинофильма Тарковского «Солярис». Художник предлагает задуматься о важности экологичности транспорта на всех этапах: от перехода на электрические двигатели до полной переработки всех деталей.

А в московском метро действует проект «Станция Музейная», в рамках которого на станциях, в вестибюлях и переходах Музей транспорта выставляет плакаты, специально созданные художниками, иллюстраторами и дизайнерами на актуальные тему будущего транспортной отрасли всего мира и экологии. 

Наконец, в столице действует и музейный маршрут «Т» – единственный в Москве троллейбусный маршрут, куратором которого стал Музей транспорта Москвы. Это открытая музейная площадка в движении, креативная зона, посвященная легендарному виду транспорта – троллейбусу, который прослужил городу 87 лет. Каждый желающий может прокатиться по музейному маршруту на уникальном троллейбусе, расписанном художницей Ириной Кориной, по обычной карте «Тройка» и прослушать аудиоэкскурсию. 

Музейный троллейбус ходит по маршруту от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, проезжая площадь трех вокзалов и будущую площадку Музея транспорта Москвы.

https://mtmuseum.com

Читайте также