Как сервировать стол с цветом, звоном и характером

Эксперт по светскому и деловому общению Татьяна Полякова – об основных тенденциях и правилах

Сервировка, домашнее убранство, как и любая область этикета, – явление регламентированное, живущее по своим, не меняющимся веками правилам и ритуалам. Но современный мир ставит все с ног на голову, и главным правилом сегодня становится нарушение правил.

«Одинаково и симметрично пусть будет в отеле, ведь задача отельеров – угодить среднестатистическому вкусу. А ваш дом – это ваш дом. И правила ваши, – рассуждает специалист по светскому и деловому общению, автор курса по межнациональным коммуникациям Татьяна Полякова. – Все несчастливые люди одинаково несчастны в одинаковых домах, апартаментах и пентхаусах и даже на яхтах и джетах в узнаваемых интерьерах с разложенными архитекторами и декораторами предметами». Чем же отличается уютный дом от самого престижного отеля? «Характером, семейными и личными пристрастиями, реликвиями, любимыми вещами, увлечениями, коллекциями, трофеями и традициями поколений. Главный тренд – чтобы дом отражал образ жизни и был частью этого образа. Уютный дом – это в первую очередь история про сувениры, если позволите, сувениры в изначальном, французском понимании – личные воспоминания, личные эмоции».

Если разбирать по частям этот тренд на индивидуализированность, на «сувенирность» пространства, то на первый план выходит любовь к винтажным вещам. В качестве иллюстрации Полякова обращает внимание на то, что за последнее время парижский блошиный рынок Le Marche aux Puces превратился из поставщика старинных вещей и антиквариата в респектабельный интерьерный салон. «Чтобы создать в своем доме благородный эффект «дорогой бедности», мы, европейцы, соревнуясь с японцами, охотимся за винтажным коллекционным стеклом, фарфором, столовым серебром, подносами, треногами, канделябрами, светильниками, кашпо... – говорит Татьяна. – В этой прелестной старине, в блеске натертого серебра, в бликах старинного стекла, столько счастья и загадок!»

С винтажными предметами, конечно, надо уметь обращаться. И, как и в случае с одеждой, главное мастерство состоит в том, чтобы деликатно комбинировать старину с современными произведениями тех же Lalique, Christofle, Baccarat, Bernardaud и Fabergé... Вообще комбинирование, миксование – ключевой принцип современной сервировки. «Сочетайте разные фактуры, нарушая идеальную однотипность и продуманность, советует эксперт. – Например, подставьте к французскому стеклу русский фарфор или дополните базовые белые тарелки синими чайными парами».

Грамотная эклектичность, «разнокалиберность» – одна из главных заповедей современного интерьера. «Сервиз total look – какая несчастливая и несчастная инвестиция! Как это скучно, – считает Полякова. – Пошутите цветом, стилем, высотой и оформлением. Фигурками, безделицами, cборным столовым серебром, разноразмерными и разноцветными бокалами, cадовыми или полевыми цветами (к слову, комнатные растения сейчас снова очень актуальны в интерьере)....»

В рамках современных правил сервировки ошибиться практически невозможно, свобода почти полная, не считая базовых «школьных» ошибок вроде уродующих стол бумажных салфеток или, скажем, десертных вилок, сервированных в паре с рыбными ножами, напоминает Татьяна Полякова.

«Сервиз total look – какая несчастливая и несчастная инвестиция! Как это скучно. Пошутите цветом, стилем, высотой и оформлением. Фигурками, безделицами, cборным столовым серебром, разноразмерными и разноцветными бокалами, полевыми цветами.»
Татьяна Полякова
специалист по светскому и деловому общению

Любопытная деталь: словно в пику глобальному тренду на минимализм, в домашнее убранство в целом и в культуру столового убранства в частности вернулась мода на украшательство. Накрыть на стол не значит правильно разложить вилки-ложки и расставить бокалы. Стол превращается в объект «декоративного искусства». «В моде все, что украшает. А ключевыми становятся предметы для оформления центра стола, – говорит Полякова. – Пусть это будет торт на изысканном блюде из толстого стекла Daum, сложная композиция из живых цветов в специальной вазе для центра стола Baccarat, элегантная скульптура Lalique». Выраженная идентичность, интерьер с характером – все это не отменяет и определенной практичности в убранстве, считает эксперт. «Мода – товар скоропортящийся. При выборе базовой посуды доверяйте постоянным коллекциям, как это делают французы, – знаковым, узнаваемым коллекциям больших домов, коллекциям, которые всегда можно докупить и продолжить», – советует она. Более того, считает Татьяна, у тех же французов можно подглядеть и другие интересные стилистические штрихи, которые помогут грамотно «одевать» стол. «Например, французы живут правилами трех сервизов: фаянс на завтрак или для всего домовладения, фарфор на обед и ужин... и главный полный сервиз всегда для больших семейных встреч и мероприятий. И разлетающимся из дома детям в их собственные дома родителями заказывается марка семейного фарфора... – говорит Полякова. И заключает: – В каждой культуре найдется что-то интересное, что можно адаптировать для своего дома. У англичан, к примеру, можно позаимствовать любовь к разнообразным фруктовым приборам и флористическому фарфору.

Но главное – не забывать о счастье, о том, что убранство стола – это цвет, звон и характер!

Читайте также