Дом Pierre Frey, или ткани для королевы с улицы Пти-Шан

В преддверии Дней французского дизайна знакомимся с непревзойденным мастерством творцов art de vivre

С 29 по 31 мая в Посольстве Франции пройдут Дни французского дизайна. Восемнадцать компаний представят новинки интерьерного дизайна, архитектурные решения, поделятся своим видением декора.

Почти все участники – семейные предприятия, отмеченные почетным знаком EPV (это знак отличия, вручаемый Министерством экономики, промышленности и занятости Франции компаниям, использующим в производстве исключительно традиционные технологии).

Среди экспонентов, например, компания Rinck, продолжающая традиции французских краснодеревщиков, в мастерских которых в XVIII делали мебель для Версаля и Лувра. Или, скажем, Mathieu Lustrerie, производитель люстр – именно этой компании доверили реставрировать канделябры в Парижской Опере. Также почетным гостем Дней Французского Дизайна стал производитель органов Le Ludion.

Ну а в этом материале мы расскажем о семейной мануфактуре Pierre Frey, уже на протяжении трех поколений создающей ткани, которые используют для обивки мебели в парижских отелях Ritz, Meurice или Le Crillon.

«Я не хотел во Францию возвращаться! – признается Патрик Фрей, директор французского дома тканей Pierre Frey – Мне так понравилось в Нью-Йорке. Мечтал там остаться. Но отец сказал – немедленно в Париж! И я послушался. Тогда, знаете, было не принято спорить с родителями».

Отец отправил Патрика учиться в Америку с совершенно определенной целью: Фрей-младший должен был узнать все о производстве тканей и, вооруженный новыми знаниями, возвратиться во Францию и возглавить семейное предприятие. «Америка тогда была бесспорным лидером в этой области, а отцу не терпелось передать мне бразды правления – вспоминает Патрик. – Я вернулся в 1970-м, а уже через шесть лет сам стал директором нашего дома».

Дому к тому времени было уже 40 лет – Фрей-старший основал его в 1935 году. «Отец не терпел, чтобы за него принимали решения. При первой возможности он запустил свое дело, открыл свой магазин тканей недалеко от Лувра», – рассказывает Патрик. Вывеска Pierre Frey так с тех пор и висит на доме номер сорок семь 1682 года постройки по улице Пти-Шан: теперь по этому адресу располагается главный офис компании. Сегодня ткани Pierre Frey продаются на шести континентах: только в США у фирмы представительства в 17 штатах. 70% продукции Pierre Frey поставляется в другие страны.

Развивать экспортное направление Патрик Фрей начал немедленно после своего вступления в должность директора в 1976 году. «Во время учебы в Америке я поверил в себя, – рассказывает он. – Осознал, что нет ничего невозможного. Мне хотелось, чтобы наши ткани продавались не только во Франции, но и во всем мире. И у меня получилось».

«Творчеству не ведома амнезия. Даже самое современное искусство не берется из ниоткуда, за ним всегда есть традиция и память. Поэтому важно, отращивая крылья, не забывать о корнях».
Патрик Фрей
директор французского дома тканей Pierre Frey

Также во время стажировки в Нью-Йорке Патрик – выпускник коммерческой школы – открыл в себе художника. Вернувшись в Париж и поступив на работу к отцу, молодой человек учится не только управлять бизнесом, но и создавать оригинальные рисунки для тканей. До недавнего времени Патрик совмещал в Pierre Frey должности главы компании и арт-директора. Сегодня домом управляют его сыновья – у Патрика их трое – а сам он продолжает создавать новые коллекции. «Наконец-то могу посвятить себя тому, от чего получаю больше всего удовольствия, – признается Патрик, – Всеми скучными вопросами у меня теперь занимаются дети. А мне в мои 72 года положены привилегии!».

Сейчас Патрик работает над новой персидской коллекцией, а одна из самых любимых, по его признанию, посвящена индейскому народу Арапахо. «Обожаю индейцев! – сообщает Патрик. – Очень меня вдохновляют их костюмы и танцы». Кажется, художник способен воспринять прекрасное в любой культурной традиции. При этом его взгляд на мир – французский, и дизайнер это подтверждает: «Для меня важно опираться на культуру, в которой я был воспитан, сохранять французский дух. Не спрашивайте, в чем он выражается. Я не смогу это описать. Но это то, что отличает мои ткани от всех остальных, какой бы цивилизацией я ни вдохновлялся при их создании. Творчеству не ведома амнезия. Даже самое современное искусство не берется из ниоткуда, за ним всегда есть традиция и память. Поэтому важно, отращивая крылья, не забывать о корнях».

Сегодня ткани Pierre Frey пользуются успехом как у обитателей небоскребов c панорамными окнами, так и у хранителей парижских музеев. Темно-красным бархатом от Pierre Frey отделаны кровати в замке Шамбор на берегу Луары. Также ткани компании были использованы при реставрации спальни Марии-Антуанетты в Версале и при воссоздании интерьеров гостиных XVII и XVIII веков в Лувре.

Самые ценные ткани в Pierre Frey ткут вручную: в мастерской компании в окрестностях Лилля для этих целей стоят два жаккардовых станка, изготовленных еще в 1850 году. Только с их помощью можно создать бархат, парчу и дамаст, ничем не уступающие по качеству работам королевских мастеров XVIII-го века. Всего несколько человек во Франции умеют работать на этих станках – среди них, Оливье Жоаннен, почетный мастер дома Pierre Frey. Недавно его таланты были отмечены французским государством: Оливье был провозглашен рыцарем и получил за свой труд орден Искусств. А сама мастерская Pierre Frey была признана «предприятием живого наследия».

Мария-Антуанетта была бы довольна.

Читайте также