Роскошь по-скандинавски: новый тренд в мире люкса

Представление о прекрасном сформировалось у жителей скандинавских стран около 130 лет назад

В конце XIX века мало кто мечтал жить в Скандинавии. Наоборот, из одной только Швеции в США эмигрировали 1,2 млн – уехал каждый четвертый! Именно тогда возник свод неписаных моральных норм – «Закон Янте» (норв. Janteloven). Датско-норвежский писатель Аксель Сандемус рассказал о нем в романе «Беглец пересекает свой след» (1933). Главной ценностью скандинавского общества провозглашалось социальное равенство, граждане не должны были ставить себя выше других, хвастаться преимуществами и достижениями.

Поэтому сегодня, когда жители других стран при слове «роскошь» представляют бриллианты, золото, спорткары и суперджеты, скандинавы разводят руками: в их обществе выпячивать богатство неприлично. Они ценят минимализм, натуральные материалы, простые узоры и цвета. Их роскошь кроется в деталях, для них чистота стиля важнее пышности, их принцип формообразования – «Ни много, ни мало». Важнейший элемент скандинавской роскоши – качество.

Загородный дом

Фронтмен архитектурного бюро Sandellsandberg и председатель Национальной ассоциации шведских архитекторов Томас Санделл – едва ли не самый титулованный скандинавский дизайнер и зодчий. Он получил множество наград и реализовал немало престижных проектов: разработал интерьеры Музея современного искусства и Музея архитектуры в Стокгольме, придумал ставшие культовыми светильники Flaska и Katerina для бренда Leucos, стол Sandra для компании Asplund, делал прототипы для мебельных гигантов B&B Italia, Cappellini, Artek, IKEA.

Главной ценностью скандинавского общества провозглашалось социальное равенство, граждане не должны были ставить себя выше других, хвастаться преимуществами и достижениями

Один из его последних проектов, по которому можно составить представление о суперпрестижном загородном жилье в Скандинавии, – комплекс Hasto Marina из 12 вилл на архипелаге Карлскруна (500 км южнее Стокгольма). Расположенный на территории заброшенной верфи, район имеет непосредственный выход к воде и может похвастаться такой роскошью, как частная гавань с гостевой парковкой для яхт. Иметь собственную лодку на расстоянии 20 м от входной двери – невероятный козырь по шведским стандартам. Высота некоторых вилл достигает 8 м, обращенные окнами к воде, снаружи дома выкрашены в черный и красный цвета, что отсылает к алому цвету осенней листвы и черной глади зимней воды, и идеально вписаны в ландшафт. Их присутствие не нарушает гармонии северной природы. Hasto Marina считается образцом устойчивой архитектуры, весь комплекс местная пресса описывает не иначе как «захватывающий».

Квартира в городе

Если же вы решите купить роскошную квартиру в Стокгольме, то вам никак не миновать здания девелопера Oscar Properties. Основанная в 2004 году Оскаром Энгельбертом компания совершила революцию, пригласив в Швецию звезд мировой архитекторы – голландца Рейнира де Граафа (бюро OMA) и швейцарцев Жака Херцога и Пьера де Мерона и (Herzog & de Meuron Architekten). По проекту первого построены две жилые башни Norra Tornen с 360-градусным панорамным обзором Стокгольма, двое других анонсировали квартал Gasklockan («Газовые часы») в некогда промышленной зоне, а сейчас – новом столичном районе Северном Юргордстадене.

Norra Tornen – самые высокие дома в центре Стокгольма. С верхних этажей открываются невероятные виды на город и архипелаг. В квартирах не просто большие окна: фактически одна стена из четырех, внешняя, – стеклянная. Тем самым проектировщики попытались максимально использовать главную ценность северного климата – свет. Стеклянная стена к тому же раздвигается, открывая широчайшую лоджию-террасу и буквально стирая границу между внутренним и внешним пространством.

Первозданная природа – безусловная ценность, она важнее всех бриллиантов на свете

…В 97-метровом небоскребе Gasklockan 317 квартир. Это первый жилой дом Швеции с тренажерным залом, спа-центром, гастрономом, винным погребом, игровой комнатой, гостевыми апартаментами и солярием на крыше. Все сервисы, а также общение с соседями доступно через интернет-приложение. Зеленая зона вокруг дома выглядит как дикий парк с заросшим лугом. За ландшафтный дизайн отвечал Пит Удольф – автор парка High Line в Нью-Йорке.

Проектируя в Скандинавии, звезды мировой архитектуры охотно поддержали местные традиции: простоту и лаконизм архитектурных форм, функциональность, сильный экологический акцент. Что касается дизайна интерьеров, то манифестом нового скандинавского люкса стал открывшийся в 2017 году в Копенгагене отель шведской гостиничной сети Nobis. Автором интерьеров выступил знаковый шведский декоратор и архитектор Герт Вингорд, адепт простоты, комфорта, цветовых акцентов и авторской мебели: отель украсили светильники Майкла Анастассиадеса, стулья и кресла Ханса Вегнера, хрусталь Фредерика Бэггера.

Промышленный дизайн

Каждый год начиная с 2013-го четыре датских журнала – Bo Bedre, Bolig Magasinet, Nordic Living и Costume Living – сообща вручают Design Awards, одну из важнейших премий в области дизайна в регионе. В этом году к номинациям добавились «Зеленый огонь» (за продукты из переработанного сырья) и «Зеленый продукт» (за вещи и технологии, позволяющие сделать повседневную жизнь более устойчивой).

Идеи устойчивого развития, стремление оставить среду обитания следующим поколениям экологически чистой – идефикс скандинавского общества. Первозданная природа – безусловная ценность, она важнее всех бриллиантов на свете. В этом году на «Зеленый огонь» номинированы такие компании, как Space10 – исследовательская лаборатория, предлагающая маленькие, но важные улучшения городской жизни, от выращивания овощей в специальных боксах до экономного освещения комнат; мебельная компания Magnus Olesen (за крепкую мебель с повышенным сроком эксплуатации); компания Mater, выпускающая мебель и светильники и продающая изделия на всех континентах, – за поддержку местных ремесел.

Иметь собственную лодку на расстоянии 20 м от входной двери – невероятный козырь по шведским стандартам

Но удивительно другое: ежегодно выбирают претендентов на номинацию «Возвращение года». «В ящиках и архивах есть много забытых сокровищ, – объясняют учредители премии, – о чем свидетельствуют многочисленные перезапуски последних лет. Награда присуждается за дизайн, который попадает прямо в новый контекст и время».

И в этом своеобразие местной ситуации: промышленность до сих пор подпитывается идеями «золотого века» скандинавского дизайна, который пришелся на 1930–1960-е годы. Мебель легендарных архитекторов и дизайнеров Ханса Вегнера, Борге Могенсена, Карла Мальм-стена, Арне Якобсена, Алвара Аалто не просто вдохновляет новые поколения, она до сих пор не снята с производства и приносит огромные прибыли. А продажи оригинальных исторических образов на аукционах бьют рекорды. В мае 2019-го кресло Oxford Арне Якобсена было продано на Sotheby’s за 21 000 евро, люстра Beehive из трех плафонов Алвара Аалто – за 31 000 фунтов (октябрь 2017-го), его же пара лаундж-кресел (модель N 44) – за 30 000 (июль 2016 года).

До сих пор выпускаются и пользуются бешеным спросом ткани и мебель по дизайну Йозефа Франка. В 1933 году этот венский архитектор уехал из оккупированной фашистами Австрии в Швецию и в 49 лет, уже будучи признанным мастером на родине, автором не просто домов, но городских кварталов, начал все с нуля. Двадцать лет он делал прототипы для компании Svenskt Tenn, в архивах которой до сих пор хранятся 160 эскизов тканей (40 из них производятся) и 2000 рисунков мебели (70 предметов можно найти в продаже). Франк привнес в скандинавский дизайн яркую декоративность и изысканную орнаментальность Венского сецессиона.

Аксессуары

Каждый год, в 20-х числах августа, когда в континентальной Европе еще в разгаре каникулы, в Стокгольме открывается Summer Design Week, ключевым событием которой становится выставка интерьерного дизайна Formex (20–23 августа 2019 года). На ней можно увидеть лидеров по производству аксессуаров: выпускающую изделия из латуни и существующую более 400 лет фабрику Skultuna, слепленные и обожженные вручную вазы Knabstrup Ceramics (основана в 1897-м), чаши и колбы для цветов, предметы для ванной комнаты молодого датского бренда Nordstjerne, подсвечники Sagaform. Ценовой диапазон колеблется от 50 до 1000 евро за предмет, но даже в недорогих аксессуарах видны генетические признаки подлинного скандинавского дизайна: максимальная оригинальность при минимуме выразительных средств.

Большой пул люксовых марок собрала под своим зонтичным брендом Royal Scandinavian Group. Помимо старейшей в Скандинавии фарфоровой мануфактуры Royal Copenhagen, в группу входит Georg Jensen, выпускающий столовое серебро и ювелирные украшения, фарфоровая мануфактура Bing & Grøndahl, стекольные заводы Holmegaard, Orrefors, Kosta Boda, а также Höganäs Keramik. Каждая из этих марок имеет славное прошлое и активно привлекает ведущих дизайнеров мира для сотрудничества сегодня.

Примером может служить серебряная фабрика Georg Jensen. Основанная в 1904 году ювелиром Георгом Йенсеном, компания оказала сильное влияние на весь скандинавский дизайн. Прототипы для Georg Jensen разрабатывали такие яркие мастера, как Заха Хадид или Патрисия Уркиола. И все равно сделанные вручную серебряные подсвечники и посуда сохраняют особую чувственность, которая когда-то была свойственна первым вещам этой марки в стиле ар-нуво.

Экспансия в мир

Понятие «скандинавский люкс» с некоторых пор превратилось в бренд на экспорт: в Нью-Йорке, в Бруклине, недалеко от Brooklyn Bridge, недавно построили люксовый кондоминиум Carroll Gardens '145 President в скандинавском стиле, который в США определяют как modest luxury. Делаются попытки привить этот стиль и в Москве.

«Скандинавский дизайн утонченный и сдержанный, он не подавляет, – резюмирует американский дизайнер Нил Бекстедт. – Этот стиль сочетает функциональность с теплотой, что больше соответствует духу времени, когда немодно быть богатым напоказ».

Читайте также