Роман с деревом: лирика и саспенс - через столярный резец

В скульптурах Вилли Вергинера природа прорастает сквозь тела

Вилли Вергинер родился и вырос в Южном Тироле, немецкоязычной части Италии, которая славится на весь мир своими живописными видами. Красота этого пейзажа, столь же изменчивая, сколь и времена года, с детства сопровождала его, сыграв очень важную роль в формировании художественного восприятия. Она отчетливо проступает и в его работах – скульптурах, вырезанных из древесины яблони или липы, которые затем раскрашиваются в яркие цвета. Эти хрупкие, наполненные настроением фигуры трогают до глубины души лиризмом своего облика: сквозь тела прорастают цветы, деревья и листья, которые сделаны так, словно это воплощения нашей души, тесно связанной с явлениями природы и высокой духовностью.

Вилли не отделяет Человека от Природы, его работы «выдержаны в манере, позволяющей понять и оценить их при помощи реалистического языка, который при этом лиричен и ассоциативен, с долей саспенса, захватывающего зрителя и усиливающего эффект самоидентификации», как написал критик, посмотрев работы скульптора на коллективной выставке After Industry в Детройте (США).

«Обычно я выставляюсь в галереях, потому что мне никогда не нравилось работать по заказу, – признается Вилли Вергинер. – Я всегда к этому стремился. Даже когда я был подмастерьем и работал на подхвате у резчика по дереву, создавая более традиционные вещи, все свободное время я неизменно посвящал поискам собственного пути».

С технической точки зрения работы Вергинера идеальны, что только подчеркивается цветом, в который он окрашивает части своих скульптур. Этот двоичный код – его «изюминка»

Получивший признание лучших выставочных залов мира от Бельгии до США, отобранный для участия в Венецианской биеннале – 2011, Вилли недавно открыл очередную персональную выставку, в Тель-Авиве – в галерее современного искусства Zemak (выставка продлится до конца октября 2019 года). «Для этой экспозиции я решил выбрать другую тему, – говорит он. – Мне бы не хотелось, чтобы мне навесили ярлык человека, создающего произведения, навеянные экологическими проблемами. Я подумал: пусть на этот раз вдохновением послужит знаменитая книга аргентинского писателя Хулио Кортасара «Игра в классики». Впервые опубликованная в 1963 году, она перевернула самое идею романа страстным призывом к поискам себя, несмотря на трудности, которые приходится преодолевать в лабиринте современного мегаполиса. «Это судьбоносная книга, и я позволил себе вдохновиться ее содержанием», – заявляет Вилли.

Скептичный по отношению к лейблам, Вергинер безразличен также к тому, как его называют. И хотя он учился на резчика по дереву, по методике и концептуальности подхода он все же художник. «Когда мне было семнадцать, я раздумывал, не переехать ли мне во Флоренцию, чтобы продолжить образование, – вспоминает он, – но потом решил остаться здесь и немного поработать подмастерьем. Собственную мастерскую я открыл лишь через пять лет. Все эти годы я постигал основы мастерства, одновременно развивая свое художественное направление, на которое оказало влияние течение арте повера. Моим кумиром был Пеноне. Двое из трех моих детей пошли по моим стопам. Они скульпторы по дереву, и у них своя мастерская. Легче ли им сейчас, чем когда-то было мне? И да и нет. Да, потому что большую помощь оказывают интернет и соцсети. Но, с другой стороны, сегодня начинающему художнику или ремесленнику труднее, потому что мир вокруг него буквально наводнен образами, изделиями, предложениями. Нужно найти свою «изюминку», сделать так, чтобы твой голос не потерялся в общем хоре».

С технической точки зрения работы Вергинера идеальны, что только подчеркивается цветом, в который он окрашивает части своих скульптур. Этот двоичный код – его «изюминка». Значит ли это, что в каждом человеке существует раскол – дистанция между ним и его идентичностью? Как написал один из его галеристов, «представая одновременно жизнеподобными и фантастичными, его скульптуры окрашены в яркие цвета и снабжены узором, что добавляет им правильную дозу сюрреализма».

Когда Вергинер только начинал посылать свои художественные сигналы SOS, предупреждая о напряженности в отношениях человека с природой, окружающая среда была далеко не главной заботой людей искусства. «Сегодня ситуация меняется, – признает скульптор. – Глобальное потепление становится центральной темой. Но для меня эти вопросы никогда не были только источником вдохновения. Это неотъемлемая часть меня».

Читайте также