Красный и пиксельный: как «Большой Париж» вдохновил Москву

Проект голландского бюро MVRDV появится на Садовом кольце

Худой, живой, азартный, говорящий сто слов в минуту Вини Маас выглядит как увлеченный студент, хотя он один из самых ярких и уважаемых архитекторов современности и к тому же в 2018-м разменял седьмой десяток.

Ландшафтный дизайнер и градостроитель по образованию, преподававший в Йеле и MIT и работавший у Рема Колхаса, в 1993-м Маас с коллегами Якобом ван Рейсом и Натали де Фриз основал архитектурную студию MVRDV. После феноменального успеха голландского павильона на «Экспо-2000» в Ганновере бюро идет от одного достижения к другому. Жилой дом Wozoco в Амстердаме и там же – бутик Chanel с фасадом из стеклянных кирпичей, комплекс Peruri 88 в Джакарте, крытый рынок Markthal в Роттердаме – практически каждый проект MVRDV заставляет трепетать сердца ценителей архитектуры.

Господин Маас, вы проектируете в разных странах. Наблюдаете ли вы какой-то общий запрос к архитекторам со стороны общества?

Вини Маас Сейчас на повестке борьба с единообразием. Офисные небоскребы и спальные районы – сотни однотипных домов – это феномен мирового масштаба, такие есть в Нью-Йорке, Париже, Москве. Но сегодня у людей другие потребности: их беспокоит качество среды обитания, каждый хочет жить ближе к природе и на свой манер. Архитекторы должны придумать более гибкие стандарты проектирования.

Мы уже 10 лет занимаемся масштабными исследованиями, которые объединяем названием «вертикальная деревня»

Мы уже 10 лет занимаемся масштабными исследованиями, которые объединяем названием «вертикальная деревня». Изначально это были идеи для азиатских стран – Китая, Сингапура, Кореи, чьи города тотально застраивались гигантскими небоскребами, но вертикальные деревни вполне подойдут для Европы и Америки. Каждый человек хочет иметь дом мечты: одному нужна большая спальня, второму боулинг, третьему – кабинет с видом на садик.

И одновременно город жизнеспособен, если имеет большую плотность застройки. Я категорический противник субурбии – растянутых на десятки километров пригородов: они порождают проблемы с трафиком, и как следствие, загрязняется воздух, ухудшается экология. Но как жить одновременно и в городе, и в собственном доме?

Современные строительные технологии позволят собрать индивидуальные форматы жилья и поставить один над другим, заключить в невидимый блок. В таких домах зелень растет на фасаде, входные двери располагаются на разных уровнях, люди могут общаться с соседями через окно. Там больше возможностей для социальной жизни, чем в домах-коробках. В 2012-м мы показали выставку «Добро пожаловать в вертикальную деревню!» в нескольких европейских и азиатских городах. А в 2018-м выиграли конкурс на штаб-квартиру компании Vanke в китайском Шэньчжэне, в которой свои идеи мы воплотили на практике. Там 167 000 кв. м офисных площадей и жилья…

Неужели все квартиры разные?

В.М. До такой степени индивидуализации мы пока не дошли. Но комплекс состоит из 8 блоков, каждый имеет свой образ, ось и высоту, друг к другу они повернуты под разными углами, на крышах разбиты сады, вокруг парк, там хватает разнообразия.

Зелень растет на фасаде, входные двери располагаются на разных уровнях, люди могут общаться с соседями через окно

Если от Китая перейти к России: ваш проект Red7 уже реализуется. Какие задачи вы решали, создавая его образ?

В.М. Red7 находится в историческом центре, на пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова. Его ближайшие соседи – конструктивистский дом Наркомзема Алексея Щусева и здания Центрсоюза – работа архитектора Ле Корбюзье. И мы эту историю – большой масштаб, красный цвет – поддержали. Red7 – дом mixed-use (смешанных функций): в нем будут квартиры, офисы, рестораны, магазины. Отдельные блоки, из которых состоит здание, напоминают пиксели. Они и сохраняют человеческий масштаб, и одновременно, собранные вместе, создают монументальный образ для города. Пиксельный прием мы считаем своим авторским know-how, мы использовали его в других проектах (штаб-квартире компании DnB NOR в Осло, комплексе Valley в Амстердаме). Каждое здание неповторимо, в одном кирпичные фасады, в другом стекло, но результат всегда замечательный.

В 2011 году вас наградили орденом Почетного легиона за участие в проекте «Большой Париж». Вы не расскажете об этой работе?

В.М. В 2007-м этот проект был анонсирован как самая большая перестройка Парижа со времен барона Османа. Инициатором выступил тогдашний президент Николя Саркози, MVRDV была одной из дюжины команд, которых привлекли к работе. Мы предлагали реновацию и озеленение района Руасси, модернизацию центра за счет установки на крышах солнечных батарей. Самое грандиозное, чего удалось добиться, – это реконструкция транспортной системы Парижа, строительство новых веток метро, в том числе и скоростного. Сейчас реализация транспортной программы в разгаре. Насколько мне известно, проект «Большой Париж» стал триггером для реконструкции Москвы.

Пиксельный прием мы считаем своим авторским know-how

В последнее время вы у нас частый гость…

В.М. Я преподавал в школе «Стрелка», MVRDV участвовало в нескольких тендерах, в том числе и на реконструкцию Зарядья. Мне нравится Москва: здесь столько энергии!

Вы все еще преподаете в Делфтском университете?

В.М. Это не совсем преподавание. Я возглавляю исследовательскую лабораторию Why Factory и недавно подписал с университетом контракт еще на 10 лет, до 2030-го. Мы исследуем такие аспекты, на которые в рамках архитектурного офиса и коммерческих заказов нет времени и ресурсов. Студенты же с их энергией и энтузиазмом способны свернуть горы.

Изначально «вертикальные деревни» возникли как тема студенческих изысканий. Сейчас нас очень занимает трансформация интерьеров. Например, вы входите в многоквартирный дом – и пространство видоизменяется так, что перед вами возникает лифт, подымающий вас на нужный этаж. Когда такой необходимости нет, лифт задвигается в стену и пространство холла можно использовать для других целей. Или оптимальная квартира: сколько площади нужно современному человеку – 100–200 м? Может, достаточно 30, особенно если вы молоды и не обременены семьей. С помощью подвижных стен и мебели-трансформера можно бесконечно менять конфигурацию квартиры. Мы привлекли к сотрудничеству IKEA и сейчас отрабатываем механизмы: подымающиеся кровати, раздвижные стены.

У вас столько активностей. А что для вас самое важное – архитектура как бизнес, футуристические проекты?

В.М. Бизнес, конечно, важен, но за те почти 30 лет, которые существует наше бюро, бизнес разросся и устоялся. Мы начинали втроем – сейчас у нас семь партнеров, более 300 сотрудников, офисы в Париже, Шанхае и Роттердаме, и мы собираемся открывать еще один в Нью-Йорке. Я вступил в счастливое время, когда мои идеи могут быть быстро реализованы – и как проект, и как стройка. Каждый год заканчивается строительство нескольких объектов, и мы воочию видим, что же именно мы придумали.

В данный момент меня привлекают более глобальные вещи: как меняется человек, общество, города. Прогнозировать архитектуру на полвека вперед – моя любимая работа.

Читайте также