Как сделать коллекционный дизайн частью жизни

Основатель агентства Tweed Ирина Могилатова пришла к нему в силу профессии

Моя коллекция, конечно же, возникла не случайно. Как владелец агентства недвижимости, я пересмотрела множество домов и квартир. И в какой-то момент мне показалось, что каждый раз я попадаю в одно и то же место – настолько все было похоже. Причем меня не покидало ощущение, что похожи они даже не на жилое пространство, а на шоурумы мебельных фабрик, будь то Fendi, Minotti и т. д. Все было очень узнаваемо. Поэтому, когда передо мной встал вопрос создания интерьера моей собственной квартиры, перед дизайнером Нателой Манкаевой я поставила задачу – уйти от такой вот «считываемости». Мне хотелось, чтобы в интерьере прежде всего была видна индивидуальность.

Как инструмент для реализации моих планов лучше всего подходили предметы коллекционного дизайна. Дело в том, что, опять-таки по работе, я часто езжу в Европу и общаюсь со многими состоятельными людьми. И вот, бывая у них в гостях, я обратила внимание на мебель уникальной красоты, которая меня буквально покорила. Эта тема меня захватила – я стала расспрашивать, интересоваться, искать экспертов, искать литературу. И мне захотелось, чтобы и в моем доме и в моей квартире – а тогда я одновременно занималась и домом, и квартирой – были такие же предметы.

Первой моей покупкой стала библиотека дизайна известного итальянского архитектора Луиджи Леви-Монтальчини – кстати говоря, родного брата лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине Риты Леви-Монтальчини. Так сложились обстоятельства, что я познакомилась с внуками этого архитектора и они предложили мне купить библиотеку из его дома. Она состоит из двух стеллажей. Сейчас один стоит в моей квартире, а другой – в моем доме. Но я купила их, даже не задумываясь о том, где они будут стоять. Я просто не могла это не купить.

Вначале я делала много ошибок. Что неудивительно: в нашей стране тема коллекционного дизайна – terra incognita

Стеллажи положили начало и моей коллекции, и моим интерьерам. Ориентируясь на них, я с помощью моего дизайнера стала создавать подходящее окружение. Знаете, аппетит приходит во время еды. Я начала ездить по ярмаркам, дилерам, искать коллекционные предметы – скупала то, что мне нравилось, и распределяла это между домом и квартирой. Помню, муж говорил мне: «Где же мы все это поставим?» А я отвечала: «Была бы вещь, а где ее поставить, найдем».

Вот так все и начиналось шесть лет назад. Первое время у меня просто была необходимость в приобретении мебели и предметов обстановки. А потом все переросло в настоящую страсть: я не могла пройти мимо коллекционной вещи, которая мне нравилась. Эти вещи обладают удивительным магичес-ким свойством – их невозможно не купить. Они производят настолько сильное впечатление, что хочется непременно ими обладать. Это не просто мебель – это арт! Такой арт для жизни.

Кстати, она не только безумно красивая, но еще и гипермегаудобная – если говорить, например, об итальянской мягкой мебели. Ее авторы, как правило, имели архитектурное образование и архитектурную практику и большое внимание уделяли эргономике. Все знаковые фигуры итальянского дизайна середины XX века были архитекторами: и Джо Понти, и Мельхиорио Бега, и Габриэлла Креспи, и Франко Альбини. Первыми моими кумирами стали итальянцы и датчане, затем я открыла для себя бразильских и французских дизайнеров, а в последнее время заинтересовалась современными российскими талантами.

Вначале я делала много ошибок. Что неудивительно: в нашей стране тема коллекционного дизайна середины XX века – terra incognita. В отличие от антиквариата, который как раз известен. В отсутствие литературы на русском языке я искала информацию в итальянских и английских источниках, но, конечно, без помощи консультантов было сложно. На волне моего интереса было куплено несколько случайных вещей – и сейчас они радостно лежат в моем гараже.

Но чем глубже я погружалась в тему, тем больше знакомилась с людьми, которые в ней разбираются. Среди них оказались и мои сегодняшние партнеры – Пьермария Скальола и Вальтер Мондавилли, эксперты аукционного дома Cambi, специалисты по коллекционному дизайну. Они открыли для меня этот мир с профессиональной точки зрения, помогли в понимании рейтинга дизайнеров и созданных ими предметов.

На самом деле последние лет пять-шесть весь мир очень сильно увлечен коллекционной мебелью середины XX века. И этот тренд – очень надолго.

Конечно, параллельно существует еще масса тенденций. Так, буквально года два назад возник большой интерес к 1970-м, и сегодня, например, диваны Марио Беллини – среди самых желанных. Но тем не менее существуют вещи из разряда iconic, которые будут модны всегда. Скажем, раздвижной журнальный столик Габриэллы Креспи, или люстра Анджело Лелли, или бра Макса Ингранда – из этого разряда. Если я захожу к кому-то в гости и вижу в доме такие вещи, то мне сразу становятся понятны и статус этого человека, и его вкус. Передо мной – состоятельный интеллектуал. «Простые» люди такие вещи не приобретают.

В принципе предметов коллекционного дизайна середины прошлого века не так уж много. И по большому счету все они известны, поскольку были выпущены либо ограниченными тиражами, либо в единичном экземпляре. Во втором случае их стоимость может быть огромной. Приведу пример: в этом году аукционные дома Phillips и Cambi совместно проводили продажу предметов, созданных Джо Понти и его друзьями Фаусто Мелотти и Пьеро Форназетти для очень известной миланской квартиры La Casa di Fantasia. Среди лотов было два уникальных расписных латунных комода. Один из них был продан за 230 000 фунтов, а второй – за 340 000 плюс интерес аукционного дома 25 процентов. Вот какие цены могут быть на такие вещи! И, кстати, не факт, что вам продадут их, даже если вы будете в состоянии их приобрести. Для коллекционного дизайна крайне важна не только так называемая библиография предмета, то есть информация о том, в каких архитектурных журналах или каталогах он был описан, кому принадлежал, в каком окружении стоял. Не менее важно и то, какое соседство обеспечит предмету будущий владелец. Он должен быть достоин этой вещи. Конечно, это относится к формату приобретения вещей в галереях, вам их просто не покажут.

С моими консультантами – Пьермарией и Вальтером – я продолжила общение и после того, как уже закончила оформление своих интерьеров. И в какой-то момент я подумала: а не открыть ли галерею в Москве. И они меня поддержали. Во-первых, мне очень захотелось поделиться с людьми своей страстью, найти среди них единомышленников. А во-вторых, я же продолжаю работать в сфере недвижимости и вижу, что в плане интерьеров мало что меняется. И я поняла: рассказывать бесполезно, люди должны увидеть другие предметы и другие возможности.

Конечно, не нужно заполнять весь дом коллекционным дизайном – это должны быть вкрапления. Но важно найти грамотные сочетания историчес-ких и современных предметов.

Когда решение о галерее было принято, я стала искать помещение. Коллекционная мебель красиво смотрится везде, за исключением пространства с так называемым евроремонтом. Все остальное подходит: и классика, и лофты. В результате я выбрала палаты Гранатного двора XVII века, на Спиридоновке. Это место мне понравилось своей необычностью, здесь очень хорошая атмосфера – отсюда не хочется уходить. Мы провели реставрацию, обустроили внутренний дворик, заасфальтировали парковку. И в сентябре официально открылась галерея, которую в честь моей мамы я назвала Mirra.

На первый выставочный проект галереи – Gio Ponti & Amici – меня как раз вдохновил аукцион La Casa di Fantasia. Масштабная ретроспектива работ архитектора Джо Понти и ключевых фигур итальянского дизайна середины ХХ века будет открыта до конца осени. Кроме того, мы наметили серию лекций. Планируем привозить мировых звезд в области коллекционного дизайна – на площадке «Гаража» уже прошли организованные с нашей помощью лекции куратора музея Карло Моллино в Турине Фульвио Феррари и сокуратора выставки Джо Понти в Париже Кьяры Спангаро, – а также планируем организовать конкурс современных российских предметных дизайнеров: у нас много молодых талантливых ребят, и их надо поддержать.

Читайте также