Разумная роскошь: как Hermes создает шедевры из неликвида

Предметы из коллекции petit h становятся оригинальными аксессуарами личного пользования и объектами интерьера

Еще задолго до того, как индустрия роскоши задумалась о рациональном использовании дорогих материалов и об этичном отношении к отходам производства, в Hermes избрали свой собственный путь «разумной роскоши». Его инициатором более десяти лет назад стала креативный содиректор Hermes Паскаль Мюссар. Представительница шестого поколения владельцев Дома, прапраправнучка его основателя Тьерри Эрмеса, она долгие годы наблюдала, как без дела пропадают остатки ценных материалов из разных ателье Hermes, и наконец придумала им совершенно неожиданное практическое применение.

В результате в 2010 году в недрах Дома было создано особенное ателье, которое получило название petit h, или «малый h». Именно так, нарочито с маленькой буквы, было озаглавлено новое производство предметов самого разнообразного предназначения, которые создавались из... неликвидных материалов и отходов любой другой деятельности Hermes. Теперь в мастерские в районе Пантан на окраине Парижа свозились куски разнообразных кож, которые были забракованы из-за мельчайших дефектов, или остатки кож от раскроенных сумок и обуви, испорченная фурнитура для аксессуаров и одежды, лишние пуговицы и молнии, отрезки раскроенного шелка, треснутый или деформированный хрусталь St. Louis и фарфор Puiforcat (два бренда, входящих в группу), элементы конской упряжи и все другое «прочее» с малейшими дефектами.

Из этого, казалось бы, «неликвида» мастерам и дизайнерам под руководством Мюссар предстояло сотворить буквально «нечто» – что угодно, но только эстетически прекрасное и оригинальное, непременно функциональное и ироничное, даже больше, чем это принято в Hermes. Художники получали карт-бланш и возможность проявить свою фантазию и выдумку, имея в руках несколько совершенно разных материалов. Причем, в отличие от прочих ателье Hermes, в petit h никогда не существовало никаких канонов и правил, здесь, напротив, нарушались все законы и устанавливался собственный творчес-кий подход, порой парадоксальный. Так или иначе, точкой отсчета при создании любого предмета изначально становился материал – именно из него рождается оригинальная идея.

Получилось, что процесс работы в petit h отчасти сходен с игрой на сообразительность – вот вам несколько исходных материалов, а теперь удивите нас! И ведь удивляют уже десять лет, несмотря на максимальную сложность процесса, постоянно бурлящего в этой творческой лаборатории (именно так называют petit h сами сотрудники). Действительно, работа по реабилитации остатков производства Hermes и соединение их в некие гибридные формы оказались не только увлекательнее, но и гораздо сложнее, чем представлялось вначале. Ведь здесь позволено сочетать друг с другом совершенно любые материалы, а значит, при производстве приходится применять сразу несколько ноу-хау, или savoir-fair, а то и разрабатывать совершенно новые. Поэтому в ателье трудятся кожевенники и мебельщики, стеклодувы и фарфоровых дел мастера. И все свои новые идеи дизайнеры сначала обсуждают с ними – получится ли реализовать новый творческий экзерсис на должном уровне высочайшего качества?! Требования к нему здесь ничуть не ниже, чем на любом другом производстве Hermes: строгий контроль качества вся продукция petit h проходит сначала в собственном ателье, а затем еще один – уже в отделе общего контроля Дома.

И, конечно, любая идея petit h непременно должна соответствовать духу Дома Hermes, его искусству жить играючи и с шиком. Раньше финальный вердикт в этом вопросе за большим общим столом в присутствии всех дизайнеров выдавала Мюссар, а после того как два года назад она удалилась на заслуженный отдых, эту ответственность на себя взял ее преемник Годфруа де Верьё, нынешний артистический директор petit h.

Так спустя десять лет существования то, что начиналось как «малая» инициатива, скорее в качестве художественного эксперимента, переросло в масштабный полноценный самостоятельный проект и едва ли не самый интересный способ выражения философии Hermes. Творческая лаборатория petit h обеспечивает вторую жизнь дорогим материалам Hermes и неизменно выдает непредсказуемый результат – милый или экстравагантный, совсем недорогой, как браслеты из шелка, или же уникальный и дорогостоящий, как огромная кожаная фигура лошади, набитая шелком. Причем число создаваемых предметов может оказаться даже более лимитированным, чем в регулярной коллекции, ведь оно напрямую зависит от количества оставшихся материалов, а, как правило, оно совсем невелико. Так что по сути в коллекции petit h представлены исключительные объекты, причем даже среди похожих не будет одинаковых.

За пару лет cуществования непрерывно пополняемая коллекция получила постоянное место прописки – в бутике Hermes на Левом берегу, на rue de Sevres: каждого переступившего его порог встречает как раз инсталляция из новых предметов petit h. Именно сюда посвященные в тему «разумной роскоши» от Hermes регулярно наведываются в поисках оригинальных объектов: колье из мягких шелковых трубочек; воинственных расчесок в виде фигурок ежей из кожи и конского волоса; домашних качелей с креплениями из лошадиных стремян; табуретов с сиденьями из кожи крокодила; пресс-папье из булыжников с кожаными ручками; зеркал, декорированных кожей словно мишень; кубков из серебра и фарфора; декоративных конструкций-мобиле из металлических спиц и кусочков фарфора; совков для сыпучих продуктов; хрустальных стаканов с кожаными ручками; обтянутых кожей калейдоскопов из кусочков цветного хрусталя и прочих оригинальных предметов.

Часть этого практичного великолепия впервые прибудет в марте в Москву, и можно будет устроить себе гимнастику для ума и разложить каждый объект на составляющие – из чего же, из чего же сделан этот petit h?

Выставка-продажа предметов petit h проходит в Москве, в бутике Hermes в ГУМе, до 22 марта 2020 года.

Читайте также