Как коронавирус изменил ход «мебельной» истории

И почему дизайн-тренды 2020 года выглядят пророчески

Коронавирус меняет ход истории. Впервые за свое 59-летнее существование мебельная выставка Salone del Mobile.Milano не состоится. А с ней и Миланская неделя дизайна. Теперь в апреле 2021 года в Милане пройдут сразу 60-й Миланский мебельный салон и одновременно две биеннале, которые до этого чередовались: кухонь и освещения, Eurocucina и Euroluce.

Пока мир дизайна переваривает эту шокирующую новость, мы предлагаем посмотреть, какие дизайн-тренды уже принес 2020 год. Многое в них выглядит просто пророчески - как будто дизайнеры и мебельные производители предсказывали эпидемию и принесенные ею перемены.

Новички и новинки

В начале года, в январе и начале февраля, в Европе проходят три крупные международные выставки мебели, дизайна и товаров для дома: imm в Кельне, Maison & Objet в Париже и Стокгольмская выставка мебели и света, понятно, в Стокгольме. Немецкая объединяет вокруг себя немецкий и немецкоговорящий рынок – это традиционно место сбора и премьер важных и известных брендов из Германии, Австрии, Швейцарии, а также крупная и важная площадка для дизайнерских марок из Скандинавских стран, Голландии, Бельгии. Париж показывает больше декора, это выставка товаров для дома в более широком смысле, чем мебель, и место премьер для производителей тканей, обоев, интерьерных аксессуаров. Стокгольм – главная точка назначения для компаний из Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, даже Исландии. Итальянские компании, которые засветились на этих выставках в начале 2020 года, получили явную фору перед остальными: они собрали собственных дистрибуторов, дизайнеров, просто своих почитателей и напомнили о себе, заключили контракты и поддержали контакты.

Те же из них, кто, как компания Cassina, спустя долгие годы перерыва, выбрали Кельн местом первых премьер года, оказались буквально «в шоколаде». Тогда как другие покажут свои новинки теперь неизвестно когда, возможно, только через год, Cassina снимает сливки: ее новая летняя коллекция дизайна трех звезд: Филиппа Старка, Патриции Уркиолы и Родольфо Дордони поступит в производство, как только снимут карантин, а заказы на нее продолжали приниматься все время, что Италия работала на удаленке. Что для коллекции садово-уличной мебели принципиально важно, ведь она должна поступить к покупателям в мае-июне.

Другая итальянская компания, B&B Italia, тоже в качестве премьеры планировавшая коллекцию мебели для сада и террасы и тоже с вездесущим Филиппом Старком, теперь вынуждена рассылать картинки. Свою идею со складными креслами, спинки которых укрывают сиденья во время дождя, они смогут показать еще не скоро. Хотя идея многообещающая. Это первая совместная работа Старка и B&B Italia и в целом большая интрига рынка – как дизайнер, пусть даже гениальный, в один момент смог сделать две разные, но одинаковые по назначению коллекции для столь сильно конкурирующих брендов.

Отличные новинки также показали в январе компании Ligne Roset, Wittmann, ClassiCon. Так, австрийцы из Wittmann пригласили итальянского дизайнера Луку Никетто, который сделал для них коллекцию диванов и кресел Paradise Bird, напоминающую о золотистых клетках для райских птичек. Графичный каркас из латуни, яркие бархатные обивки, массивность и скругленность форм – эти предметы точно не останутся без внимания прессы и знатоков.

Хитом на стенде ClassiCon на кельнской ярмарке стал стеганный подушечками диван Tuft – перевыпуск забытой модели 1972 года, но в модных обивках 2020-го: бордовом бархате и серо-розовом букле с люрексом.

Французская же Ligne Roset уловила и отразила в своей новой коллекции все главные тренды: скругленные формы, вдохновленность стилем 1970-х годов и нежную, благостную пастельную палитру. Главная новинка компании – диван Taru дизайна Себастьяна Херкнера – это как будто слон с толстыми ножками, которые очень необычно обтянуты той же тканью, что и корпус, без шва. Узкий крепящийся на стену секретер, волнистая лежанка – переиздание модели 1970-х годов, низкие шкафы с волнистой линией передних дверец, зеркала в латунных рамах, приставные столики с вмонтированными в них керамическими подносами, сетчатые светильники, дающие красивые тени, – предметами Ligne Roset реально обставить всю квартиру и не выглядеть как из одной корзины.

Цвета и формы будущего

Самым же интересным с точки зрения растущих трендов на выставках были несколько дизайнерских проектов, посвященных цвету или демонстрировавших модели жилья будущего – не фантастического и далекого, а завтрашнего. Среди них выделяются Das Haus – «Идеальный дом» испанской студии MUT design на выставке imm в Кельне, а также временный павильон британского бюро Doshi Levien, почетных гостей Стокгольмской выставки мебели и света.

Про цвет зрелищно высказалась голландский дизайнер Хелла Йонгериус на своей персональной выставке в Национальном музее Стокгольма. Ее главный тезис в том, что наше восприятие цвета зависит не только от изначальной окраски, но в значительной степени – от освещения. Утром, днем и вечером одни и те же цвета, формы, текстуры будут выглядеть по-разному. Для демонстрации различий Йонгериус составила композиции из своих работ, абстрактных объектов и классической музейной живописи, которая отлично показывает богатство и разнообразие цветовой палитры прошлого в сравнении с нашим индустриальным веком.

Идея этой музейной экспозиции пересекалась с концепциями многих коммерческих стендов на выставках. Например, стенд шведской компании Bruno Mathsson был разделен на две части: одна – светлая и с мебелью нежных пастельных оттенков, другая – с насыщенными горчичными стенами и той же мебелью, но черной. Надо ли говорить, что две части стенда выглядели так, как будто между ними нет ничего общего. Датчанка Маргрет Одгард, имеющая неофициальный титул «цветового алхимика», разработала для датской компании Montana цветовую палитру ярких и пастельных, но идеально сочетающихся между собой тридцати цветов. Ее девиз: «Не судите о цвете по самому цвету». Маргрет считает, что цвет важен не сам по себе, а в соседстве с другими, в контексте, и в зависимости от этого будет «работать» и восприниматься по-разному.

Легкая, невесомая цветовая палитра была и частью замысла Doshi Levien. Их выставочный павильон в Стокгольме состоял из небольших сводчатых залов, переходов, арочных сводов и высоченных задрапированных ровными складками полотен ткани. Вся цветовая палитра – умиротворяющая. Вся атмосфера – дзен и slow-life. Собственно, жизнь без суеты, жизнь размеренная, созерцательная, жизнь внутри дома и в умиротворяющем окружении – это лейтмотив многих инсталляций и стендов. К этому нас подталкивает не только коронавирус, но и дизайнерские концепции настоящего момента.