Собака как инвестиция: изучаем историю вопроса

Рассказывает Уильям Секорд, владелец галереи, специализирующейся на портретах животных

Если взять стандартную историю мирового искусства в 13 томах, то тема, которой я занимаюсь, будет запятой на одной из страниц одного из томов», – шутит Уильям Секорд, владелец нью-йоркской William Secord Gallery, Inc. У галереи высокий рейтинг, что вполне естественно: многие годы ее хозяин занимается произведениями искусства, посвящёнными... собакам.

«В 1840-е годы королева Виктория создала безумную моду на портреты собак, – говорит Уильям. – Она обожала четвероногих и держала одновременно до 75 собак. Ей также постоянно дарили представителей экзотических пород. Ее любимый собачий портретист – Сэр Эдвин Ландсир, который также является автором скульптур львов на Трафальгарской площади».

Из королевского дворца мода перекинулась в зажиточные дома Лондона и портреты пушистых питомцев на подушках или на охоте стали украшать гостиные по самым приличным адресам города. Наиболее популярные породы на картинах: терьеры, ирландские сеттеры, пойнтеры и кавалер-кинг-чарльз-спаниели, с легкой руки Виктории и лапы ее питомца по кличке Дэш.

«В то время художники, специализирующиеся на портретах собак и лошадей были мейнстримом, они были академиками и выставляли работы в Royal Academy of Arts. Первый клуб любителей собак Kennel Club был основан в Лондоне в 1873 году, там же начали проводить собачьи шоу и активно описывать и закреплять стандарты пород», – отмечает Уильям.

Интересно, что Музей изящных искусств в Хьюстоне провел исследование и выяснил, что коллекционеры картин с изображениями собак существовали уже во времена Ренессанса. Но до этого периода собаку никогда не изображали отдельно, обычно она была «аксессуаром» к человеку на картине.

«То есть жанр существовал задолго до королевы Виктории. Но сказать, чтобы он был популярен, было бы неверно», – подчеркивает Секорд. Среди ранних примеров таких портретов – «Salukis» (1807) британца Джеймса Уорда, который специализировался на полотнах с изображениями собак, лошадей и детей состоятельных заказчиков.

Сам Уильям Секорд также провёл множество исследований места собаки в искусстве и выпустил пять книг на эту тему, среди которых книги по истории собак в искусстве в целом и в период 1840-1940 гг., обзор коллекции искусства The American Kennel Club и музея собак при клубе, а также книга, разбирающая изображения европейских пород («Dog Painting, 1840-1940, a Social History of the Dog in Art», «Dog Painting, The European Breeds», «A Breed Apart, The Art Collections of The American Kennel Club and The American Kennel Club Museum of The Dog», «Dog Painting, A History of the Dog in Art»).

«Первую книгу я готовил около четырёх лет, – говорит Уильям. – Тогда про собак искусстве никто ничего не писал. И чем больше я закапывался в архивы, тем становилось интереснее: что это за собаки, кто их владельцы, почему нарисовали именно их, где и как они жили, как их использовали: для спорта для декоративных целей? Я начал смотреть на эти работы не только как на произведения искусства, но и как на документацию социальных изменений в обществе».

Сам Уильям, владелец денди-динмонт-терьера по кличке Роки, вырос на ферме на востоке Канады. Он всегда любил собак, но эта любовь ни в коем случае не была связана с его планами на профессию и даже на хобби. Он изучал историю и администрацию искусства в Нью-Йоркском университете и работал в Музее американского прикладного искусства. А в 1982 году Американский Клуб Собаководства решил открыть музей собак – The Dog Museum of America...

«Мне было 29 лет и меня пригласили быть первым директором, – вспоминает Секорд. – Мы располагались в Нью-Йорке и устраивали три-четыре специализированных выставки в год. Я занимал эту должность шесть лет, но поток посетителей рос и в какой-то момент музей переехал в более просторное здание в Сент-Льюисе (сейчас музей и клуб снова переехали в Нью-Йорк в здание на перекрёстке Park Avenue и 40th Street — Прим. авт.). Я же решил остаться в Нью-Йорке и открыл свою галерею. Бизнес постепенно рос, а в 1992-м году я выпустил свою первую книгу "Dog Painting, 1840-1940, A Social History of the Dog in Art". По сей день это моя самая популярная книга. Когда я ее писал, то волновался, что ее никто не купит, но первый тираж (5000 экземпляров) разошёлся с января по август. И на следующий год мы выпустили книгу снова. К Рождеству, в качестве подарка. До сих пор ее покупают люди, которые обожают собак или коллекционируют произведения искусства, посвящённые конкретной породе, а также люди, которые заинтересованы в декоративной стороне – хотят придать своей недвижимости ауру старинного британского имения. В 90-е и до где-то 2005 года такой интерьер был очень популярен. Сейчас же это скорее те, кто занимается охотой и хочет заполучить портрет спортивной собаки для своей библиотеки. Есть даже дизайнеры, которые специализируются на подобном типе интерьера, например Марио Буатта. Его стиль — это непременный портрет спаниеля в гостиной».

«Популярность картин с изображением собак не падала до 1940-х годов, но после войны их стали считать старомодными»

В целом, по мнению Секорда, исторические изображения собак можно разделить на три типа: портреты любимцев, сцены охоты и картины, на которых изображены идеальные представители пород, по которым можно сверять стандарты.

«Однако не поймите меня неправильно, – уточняет Уильям, – самые первые описания того, как должна выглядеть та или иная порода, появились ещё в конце XVIII века, однако в 1840-е годы практически все породы обрели свое письменное описание и художественное выражение. Изображения собак такого типа можно сравнить с популярными тогда изображениями лошадей, которые также визуализировали стандарты пород».

Популярность такого рода работ стабильно не падала до 1940-х, но после Второй мировой такие картины стали рассматривать как старомодные. С другой стороны с момента открытия галереи рынок, пик которого пришелся на 2008-2009 гг. был довольно стабилен.

«Средняя цена за картину с изображением собаки составляет три-четыре тысячи долларов, – говорит Секорд. – Ситуация такая же, как с портретами женщин. Ясно, что есть исключения, но в целом по рынку портрет молодой красивой женщины в украшениях стоит дороже, чем портрет мужчины. Так и с собаками – оценивают внешность. Качество изображения и тема определяют стоимость».

Но есть исключения. Самая дорогая работа галерее Уильяма стоит $400 тыс. Это работа Джона Эммса, на которой джек-рассел-терьер охотится на лису.

«Ещё одна интересная работа, которая побывала у меня в руках – это оригинальный рисунок Ландсира. – После смерти мадам Джеральдины Рокфеллер Додж я просматривал ее архивы. Как известно, она была страстной собачницей, посещала и устраивала множество выставок собак, сидела в жюри большого числа конкурсов. Ее страстью были английские кокер-спаниели и немецкие шепарды. После неё остался огромный архив с фото собак. В основном черно-белых. Среди них я и нашёл никем незамеченный рисунок. Мы продали его за круглую сумму и пожертвовали ее в приют для собак».

На сегодня в рамках жанра развивается два направления, продолжает мой собеседник. «Первое, когда собака рассматривается как декоративный элемент. Здесь оценивают внешний вид собаки и рисуют не портрет конкретного животного, а собаку как элемент художественной экспрессии. У меня есть знакомый художник, который рисует только собак голубого цвета, – отмечает Уильям. – С другой страны люди до сих пор хотят иметь портреты своих собак. А где есть спрос – есть и предложение. Поэтому я также представляю нескольких современных художников, которые рисуют собак. Многие говорят, что им удаётся передать не только внешний вид собаки, но и ее характер».