Поближе к воде: лучшие мировые проекты

H2О как драйвер развития мегаполисов планеты

Независимо от длины и ширины набережные неизменно становятся центрами притяжения горожан. Редакция «Ведомости. Как потратить» совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы подготовила обзор самых ярких мировых девелоперских проектов у воды.

Сегодня в тренде у ведущих мировых столиц – максимально эффективное использование потенциала рек как за счет редевелопмента бывших промзон и реализации на них новых строительных проектов, так и благодаря комплексному подходу к благоустройству прибрежных территорий.

По словам Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, вода является одним из самых ценных рекреационных и экологических активов города. Качественное преобразование береговой линии, формирование по сути нового природного пространства для общения и отдыха – глобальный тренд, реализованный во многих зарубежных странах. И вот лишь несколько примеров.

После заката портовой индустрии к 1980 году доки West India Docks закрылись и британское правительство решило реорганизовать территорию площадью 28,8 га, создав на ней деловой квартал Канэри-Уорф в восточной части Лондона. На месте доков разместили офисные высотки в постмодернистском стиле и провели наземное метро. Сегодня Канэри-Уорф является крупнейшим коммерческим центром в Лондоне и состоит из трех самых высоких зданий Великобритании.

На территории площадью 17 га в центре Ливерпуля на месте заброшенных доков Albert Dock появились места притяжения множества жителей и гостей города. В течение 20 лет велось инвестирование в реконструкцию доков и развитие общественных пространств, благодаря которому посетителей обеспечили бесплатной связью Wi-Fi, запустили яркую сезонную программу мероприятий и благоустроили набережные. Сегодня – это самая посещаемая туристическая достопримечательность Ливерпуля с многочисленными барами, ресторанами, магазинами, отелями и офисами.

В доках также расположились музеи – История Битлз (The Beatles Story), Морской музей Мерсисайд (Merseyside Maritime Museum) и Международный музей рабства (International Slavery Museum), а также разместился филиал лондонской Галереи Тейт (Tate Liverpool), где экспонируются работы как британских художников и скульпторов, так и зарубежных авторов.

Сталелитейная фабрика Magna в Южном Йоркшире когда-то входила в крупнейший сталеплавильный комплекс Британии, выросший в Первую мировую войну и активно развивавшийся в годы Второй мировой. Расположенный на окраине города Ротерхэм, между главной магистралью, соединяющей Ротерхэм и Шеффилд, и рекой Дон, комплекс включал в себя сразу несколько больших предприятий, специализировавшихся на разных видах металлопроизводства.

В 80-е годы 20 века промышленный район пришел в запустение, предприятия закрылись, их сносили, или они разрушались сами. Та же судьба ожидала и Magna, но местные власти решили создать из этой фабрики памятник всей сталелитейной зоне, и на территории площадью 25,2 га появился научно-приключенческий центр Magna. В сохраненном старом цеху разместили четыре новых павильона, каждый из которых посвящен одной стихии – воде, воздуху, огню и земле, – «участвующей» в производстве стали.

Сегодня Magna является полностью самофинансируемой благотворительной организацией, цель которой – рассказать будущим поколениям о стальном наследии с помощью науки, технологий и техники.

Реализованный в Нью-Йорке проект Transforming the East River Waterfront в качестве определяющего фактора успешного развития прибрежных территорий Ист-Ривер, помимо формирования набережных, рассматривал также возможности активизации связей реки с прилегающими районами не только за счет пешеходных соединений внутри жилых кварталов, но и благодаря их функциональному насыщению. Такой подход, по мнению архитекторов и проектировщиков, обеспечивает максимально эффективное использование потенциала реки и способствует интенсификации сценария городской жизни.

Еще один пример – реконструкция набережной реки Чхонгечхон в Сеуле. Ее длина – 5,9 км, ширина – от 13 до 19 м. Река была сильно загрязнена, и ситуацию усугубило строительство трущоб около воды, что привело к экологической угрозе. В связи с этим было принято решение о проведении масштабной реконструкции с обновлением ветхого общественного пространства и обустройством набережной в центре города.

Решения, предложенные консорциумом, реализовавшим сеульский проект, были направлены, в частности, на улучшение окружающей среды и восстановление исторической ценности места. В результате изменений число точек бизнеса в этой локации увеличилось на 3,5%, а стоимость земли выросла почти вдвое.

Читайте также в этом сюжете