Как намыть остров

Об истории возникновения, плюсах и минусах искусственной суши

С помощью создания искусственных территорий люди научились отвоевывать у рек, морей и океанов пространство суши. И, как выяснилось, процесс этот стартовал довольно давно. Новые робинзоны меняли тактику освоения, использовали разные технологии и техники, прежней оставалась лишь суть – колоссальные возможности островов.

Андрей Кугий, управляющий партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет», объясняет, что таким образом города обычно решают две проблемы. Первая – перенаселение: намывные территории снижают плотность и способствуют развитию района. Вторая – создание новой уникальной локации.

Намывные территории позволяют решать различные задачи, поддерживает его Алексей Наумов, руководитель отдела инженерных изысканий «Группы КТБ Железобетон». «В первую очередь это, конечно, задачи по увеличению площади суши. Земли в густонаселенных районах часто не хватает. А для таких стран, как Япония, Сингапур, Нидерланды, Кипр или ОАЭ, увеличение суши мирным способом возможно лишь за счет возведения искусственных территорий», – говорит Наумов.

Первопроходцами в этой области можно по праву считать голландцев. Постепенное осушение территории государства, около трети площадей которого находится ниже уровня моря, происходит с XIV века (а может, и раньше). Возведение кольцевых дамб и плотин вело к постоянному увеличению материковой площади. Сейчас искусственно осушенная территория в Нидерландах занимает около 2500 кв. км.

А вот первый искусственный остров Дэдзима был создан в Японии. Его начали строить в 1634 году и в дальнейшем использовали в качестве морского порта для голландских торговых судов. Из многотысячного архипелага Японских островов семь являются искусственными.

Сегодня по количеству искусственных островов лидирует Дубай (ОАЭ). Рядом с береговой линией мегаполиса находятся известные всему миру архипелаги Мир, Вселенная, а также Пальмовые острова.

Также крупные проекты по созданию намывных территорий осуществляются в Китае и Сингапуре. В 2007–2013 годах в Китае возведен остров Phoenix Island общей площадью 50 га.

«Многие страны с береговой линией, такие как Великобритания, Бразилия, США, Дания, Италия, Кипр и другие, увеличивают территорию, отвоевывая ее у моря, создавая намывные территории и наделяя их новой функцией», – комментирует Алексей Наумов. Например, в сейсмоопасных районах в постройку защитных морских сооружений из гидротехнического бетона закладывается возведение искусственных территорий. Насыпь делается на мелководье между защитными дамбами и береговой линией.

Другой пример создания уникальной локации на намыве, приводят пример эксперты из «М2Маркет», остров Пеберхольм в Дании. Это место, где мост, соединяющий Данию и Швецию, переходит в подземный тоннель. Однако на самом острове решено было сделать заповедную экозону: позволить природе самой его освоить. Остров разрешено посещать только биологам, не чаще раза в год.

Искусственные острова возводятся для туристических, жилых, рекреационных, оборонительных и промышленных целей. Так, к примеру, туристические искусственные территории создаются в ряде стран Персидского залива – ОАЭ, Катаре, Бахрейне, Кувейте, а также в других регионах – на Венецианских островах, в Майами, на Мальдивах.

Гавань на Кипре Limassol Marina – первый островной проект, реализованный на частные средства и отмеченный многими международными наградами. Эта искусственная марина сегодня принимает полтысячи суперъяхт ежедневно. На ее территории разместились жилые резиденции, рестораны, магазины, бутики и рекреационные объекты.

«Есть и другие причины возведения искусственного сооружения, которые диктует время, причем время в прямом смысле слова», – добавляет Наумов. В Японии на намывном острове построен международный аэропорт Кансай, который может круглосуточно принимать самолеты.

Помимо Японии аэропорты, расположенные на намывных островах, есть в Гонконге и в Китае. В последнем, кстати, на искусственной насыпи был построен гигантский мост Гонконг – Чжухай – Макао протяженностью 55 км. Аналогичный по назначению проект – мост длиной 19 км на искусственной насыпи Тузлинской косы в Керченском проливе – соединил Крым и Краснодарский край.

В Россию технологии возведения искусственных насыпей пришли еще во времена правления Петра I. Восточная часть острова Котлин, где находится Кронштадт, искусственно надсыпана по повелению императора. «Санкт-Петербург вполне может считаться одним из пионеров в этой области, потому что застройка вдоль набережных, портовая застройка в XVIII–XIX веках во многом осуществлялись на искусственных намывных территориях, и для этого были отличные гидрологические основания: обширная мелководная акватория Финского залива», – объясняет Антон Финогенов, заместитель генерального директора фонда «Дом.РФ».

В советское время проекты намывных территорий стали особенно активно осуществляться в Ленинграде в 1960-е годы – они были рассчитаны под типовую массовую жилищную застройку на северо-западе и юго-западе города и на Васильевском острове. Здесь в том числе пытались осуществить проект так называемого морского фасада города, который нельзя признать в полной мере успешным, так как планы по строительству общественных объектов не были полностью реализованы, а архитектурные решения были консервативными.

«Знаменитый Летний сад, Троицкая площадь – эти территории тогда «плавали» или представляли собой болото. У Петербурга даже есть опыт двойного изменения одной и той же территории – сооружения Лиговского канала, одного из самых протяженных в городе, с его последующей засыпкой. Сейчас на месте канала проходит Лиговский проспект, один из самых оживленных и активно застраиваемых, – вспоминает Сергей Мохнарь, директор департамента развития ГК «ПСК». – В советское время, с середины XX века, практика намыва только развивалась. Наиболее крупный участок появился в составе острова Декабристов, созданный путем объединения острова Голодай с другими. Часть Васильевского острова, территории на юго-западе (также активно застраиваемые в те годы и сейчас), локация Лахта-центра, пара крупных парков (300-летия и Южно-Приморский) – появление этих и не только локаций есть результат намыва».

Новым толчком к возведению искусственных островов в нашем отечестве послужило развитие нефтедобывающей промышленности в СССР. Одним из таких флагманов стал Азербайджан. Город Нефтяные Камни появился в Каспийском море на насыпной территории.

По мнению Финогенова, в России потенциал намывных территорий есть только в Ленинградской области и СПб. В Калининградской области, Краснодарском и Приморском краях, в Крыму другая гидрологическая ситуация и менее развиты рынки девелопмента. Однако намыв может применяться и под портовые объекты, в частности под терминалы, что является более распространенной практикой.

«Основной плюс намывных территорий – это создание нового водного фронта города с достаточно дорогой и современной недвижимостью, потому что при этом открывается уникальный вид на воду. Но осуществление таких проектов экономически целесообразно только в крупном городе с развитым рынком недвижимости. К примеру, в Сочи такие проекты не получили развития из-за сложных сейсмических характеристик», – рассуждает Финогенов из «Дом.РФ».

Суть всех методов возведения искусственных территорий сводится к перемещению природных материалов (песка, камней и прочих) с суши на море. Исключение составляют искусственные ледовые острова, при возведении которых используется либо морская вода, либо лед.

К минусам подобных проектов Алексей Наумов из КТБ железобетона относит негативное влияние на природу и экологию. «Во время строительства нарушается биологическая и экологическая обстановка, искусственно уменьшается площадь мирового океана. Вне зависимости от методики в процессе возведения небольшого острова нарушается экосистема, в десятки раз превышающая его площадь. Конечно, есть негативные последствия, которые можно полностью исключить, используя современные подходы, – выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от строительной техники, загрязнение гидросферы нефтепродуктами. Но есть и ряд биологически опасных процессов, которые сопутствуют строительству искусственных островов. Нарушение циркуляции прибрежных морских течений, взмучивание водной акватории взвешенными частицами, застойное загрязнение воды приводят к нарушениям в фотосинтезе, ухудшают фитопланктон – микроскопические организмы, которые включают в себя растения, водоросли, бактерии», – перечисляет эксперт.

Читайте также в этом сюжете