Разрубить узел: ТПУ в помощь городу

Столичные власти наделили берега Москвы-реки новыми функциями

Только одна цифра: 10 000 (!) га берегов Москвы-реки заняты промышленными объектами, пустырями, речными портами и доками. Сухая статистика навела столичные власти на мысль о том, что пришла пора заняться развитием прибрежных территорий, обустроить набережные для горожан и наделить их дополнительными функциями. Сказано – сделано: несколько лет назад чиновники обратились за помощью к архитекторам и проектировщикам.

Интересно, что современная концепция (она разрабатывается до 2035 года) не будет основываться на базовой идее проектировщиков советских лет построить «порт пяти морей». На берегах Москвы-реки может стать перспективным размещение транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), а также общественных пространств с пешеходными зонами и благоустроенными для культурного досуга горожан набережными.

Программы как таковой по формированию ТПУ с водной составляющей в столице нет, однако есть федеральная программа «Развитие транспортной инфраструктуры», в рамках которой такие проекты могут быть реализованы. Обустройством причалов в составе ТПУ московское правительство занялось в рамках реализации городского проекта по открытию общественного речного транспорта. Правда, вирус внес свои коррективы и запуск программы решено было отложить и перенести на следующий год.

«Актуальность формирования ТПУ с водной составляющей основывается на географическом расположении города и рельефе местности – то есть, если город построен на речной артерии либо насыщен речными артериями (либо имеет выход к морю), тогда имеет смысл формировать пересадочный узел на водный транспорт, – а также наличии причальной инфраструктуры и ее техническом состоянии», – объясняет Михаил Синкович, начальник транспортной мастерской ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы».

Судя по всему, с причалами в Москве дело обстоит не очень хорошо. Так, например, в городе на Неве несколько лет назад эксплуатировалось пять регулярных маршрутов, на которых использовался подвижной состав емкостью от 12 до 120 пассажиров и восемь катеров-такси Gett. В Московском же регионе водный пассажирский транспорт используется в основном как туристический вид транспорта.

«Вопросы интеграции водного транспорта в интермодальную систему пассажирского транспорта региона связаны с необходимостью учета большого количества факторов и достаточно сложных инженерных решений. Кроме того, показатели провозной способности линий водного транспорта значительно меньше, чем у городского пассажирского транспорта – при вместимости в автобус ЛИАЗ порядка 100 человек маршрутное водное такси вместит не более 40 человек», – говорит Синкович.

В работе над объектами и ТПУ с водной составляющей отечественные проектировщики опираются на опыт таких стран, как Америка, Голландия, Корея, Китай, Япония, Германия, Англия. В большинстве подобных проектов за рубежом дистанция между водным фронтом и фасадной застройкой фактически нивелирована, а общественные пространства выходят на передний план. По словам Синковича, в мировой практике ТПУ является важнейшей частью методики Transit Oriented Development (TOD), в основе которой лежит теория о приоритетности развития общественного транспорта, дополненная и расширенная в соответствии с современными требованиями к комфортной среде.

Один из показательных в этом плане объектов – Amsterdam Centraal Station. Транспортный хаб, расположенный в центре Амстердама, связывает водный и железнодорожный транспорт. С одной стороны вокзала находится порт, с другой – железная дорога. Комплекс объединяет маршруты международного и междугородного железнодорожного сообщения, аэроэкспресс, метро, наземный городской, легкорельсовый и водный общественный транспорт, такси. На Центральный вокзал прибывает электричка из амстердамского аэропорта Схипхол – это самый популярный способ добраться из воздушной гавани в центр города. Вокзал совмещен с крупнейшим транспортным узлом города – станцией Amsterdam Centraal: 10 трамвайных линий, 3 (из 4) линии метро и десятки автобусных маршрутов берут начало именно здесь. Тут же стоят несколько паромов, чья пристань расположена прямо за зданием вокзала. Они следуют в северные районы города. Сам железнодорожный вокзал имеет 6 перронов и 15 путей, которые связывают Амстердам с другими городами Нидерландов и Европы. Отсюда можно доехать, например, до популярной туристической деревни мельниц Заансе-Сханс или отправиться на скоростном поезде в Брюссель или Париж. Помимо всего этого, на территории данного вокзала традиционно располагаются крупный торговый центр, множество кафе, лавок с фаст-фудом и прочих полезных сервисов, таких как обмен валюты или камера хранения.

Другой пример – Circular Quay в Сиднеее. Круговая набережная – это крупнейший транспортный узел Сиднея с большим паромным, железнодорожным и автобусным вокзалом. Международные корабли причаливали к Круговой набережной с первых лет существования колонии. Overseas, пассажирский терминал, расположенный на набережной, является одной из основных частей транспортной инфраструктуры Сиднея, обслуживающих круизные суда и океанские лайнеры и их пассажиров. Спроектированная здесь железнодорожная станция располагается над землей. Платформа выходит на конечную паромную переправу, откуда открывается вид на гавань Сиднея, мост и знаменитое здание оперного театра. В комплексе причалов находится пять пригородных паромных причалов, и он является конечной точкой для всех общественных паромных маршрутов в гавани Сиднея и реки Парраматта, кроме парома между Мортлейком и Патни.

В освоении московских берегов в первую очередь могут быть заинтересованы девелоперы, считает Александр Шибаев, руководитель департамента аналитики и консалтинга Kalinka Group. И, похоже, процесс пошел.

«Сейчас на различных стадиях реализации уже находится несколько проектов. В частности, проект редевелопмента территории завода ЗИЛ и благоустройство набережных в проектах «Тушино-2018», ММДЦ «Москва-Сити», ряд проектов в районе Китай-города – ЖК «Titul на Серебрянической», «Тессинский, 1», а также клубный дом Carré Blanc на Пречистенской набережной. Набережные в составе ТПУ запланированы лишь в первых трех проектах комплексного освоения территорий», – добавляет эксперт.

Читайте также в этом сюжете