Подчинить металл: личный опыт

Гендиректор Den-Aks и потомственный кровельщик Денис Аксенов – о том, как медь стала не только бизнесом, но и творчеством

Алхимики любили сравнивать этот пластичный, золотисто-розовый металл с зеркалом Венеры. С древних времен из меди изготавливалась посуда, украшения для одежды и инструменты с тонким лезвием, не говоря уже о кровлях. «Этот благородный металл – вечный. Он не ржавеет, убивает микробов и в результате оксидации может дать свыше полусотни оттенков – перламутровый, коричневый, красный… И патина – это круто. Зеленый слой не проникает внутрь металла, защищает его от природных воздействий», – объясняет мне Денис Аксенов, мастер, который практически с рождения имеет отношение к меди и ремеслу, напрямую с ней связанному. 

Случилось это как-то само собой, ибо Аксенов – член уже сложившейся профессиональной династии, продолжатель семейного дела. Дед Дениса еще в советское время занимался тем, что стелил и чинил крыши, а после перестройки вместе с сыном, то есть отцом Дениса, ушел в кровельное дело. Постепенно, в конце 1990-х годов, к процессу подключилась и остальная мужская часть семейства, двоюродные братья и зятья. 

Окончив электромеханический техникум по специальности «Лифты», Денис без особых раздумий отправился работать в бригаду к отцу, человеку строгому, принципиальному, и тоже стал кровельщиком. «Это тяжелый труд, но какая романтика!» – шутит Аксенов. Двадцать лет работы с металлом на высоте, профессиональная травма, повреждение ахиллова сухожилия – и Денис решает больше на крышу не возвращаться. 

На кровельной карьере была поставлена точка, но зато открылась новая страница, страница художника по меди. Денис арендовал мастерскую у метро «Отрадное», надел кожаный фартук, встал у наковальни и принялся делать мир прекрасным. Родные пожимали плечами: «Баловство». А ведь именно там, на высоте, Денис понял, как живет металл и что с ним может происходить. «Я авантюрист, мне было интересно», – признается он потом. 

Первый заказ поступил к Аксенову на изготовление колпака для печной трубы, дымника. Денис, который еще в школе неплохо и довольно много рисовал, эскиз набросал сам: привычные формы ему были неинтересны. Плюс он знал, что медь не подведет. И она не подвела: клиенту понравилось. 


А со следующим клиентом повезло еще больше. Он пришел неожиданно. На Новорижском шоссе, приметив на стекле заднего вида цветной стикер «Медные изделия: кровля, фасады, парапеты», к машине Дениса приблизился человек. «Для фасада нужны накладные медные элементы. Ищу мастера», – сказал он. И сообщил, что он прораб на стройке загородного дома Аллы Пугачевой и Максима Галкина в подмосковной деревне Грязь... 

Архитектура здания продиктовала характер украшений. Готический стиль повлек за собой фантастических химер и прочую нечисть, традиционно выполнявшую на средневековых соборах роль водостоков. Только там эти неведомые зверушки всегда были из камня. А здесь свои места под крышей замка благополучно заняли четыре медных крылатых существа! Аксенов виртуозно, и с художественной, и с технической точки зрения, справился с задачей, которая по сути стала для него «медными трубами». 

Звездные хозяева дома впечатлились результатом и поставили перед Денисом, который теперь вполне мог считать себя скульптором, новую задачу: исполнить фигуру для украшения ниши на фасаде – рыцаря, повергающего дракона. Стоит ли говорить, что очень скоро слухи о чудесном медном мастере, уже на тот момент ставшем гендиректором собственной студии Den-Aks, поползли по округе? 

Клиенты ставили перед Аксеновым все новые интересные задачи. Медь, как выяснилось, способна выполнять роль даже маскировочной декорации: арт-объектом по воле Дениса стала труба подземного банного комплекса. Посреди дачного участка выросла шестиметровая медная секвойя со множеством трепетных красных листочков. Ее шершавый ствол обвивал плющ. Разумеется, медный. Хозяева были счастливы. Во-первых, не утратилась эстетическая целостность участка, во-вторых, сад украсила абсолютно уникальная скульптура и второй такой ни у кого не было. Кстати, это решающий фактор для многих клиентов Дениса. 

Аксенов сделал точный выбор – и оказался на отечественном рынке практически единственным мастером по меди. В отсутствие учебников он принялся штудировать немецкий опыт, и довольно скоро ему удалось достигнуть в своих проектах гармоничного сочетания русской функциональности с европейским стилем. Как следствие, к нему стали обращаться реставраторы для восстановления деталей памятников по старинным технологиям. Портфолио пополнилось исполнением надвратной башни для Новоиерусалимского монастыря, мансардными окнами торговых рядов Красной площади, деталями крыши оперного театра в Екатеринбурге.

А еще глава «Ден-Акс» взял на себя задачу культуртрегерства и популяризаторства и принялся проводить мастер-классы в учебных заведениях, где присутствует дисциплина «Дизайн». «Увы, дизайнеры и даже архитекторы слабо себе представляют, как работает медь в сопряжении с камнем, деревом. Мы же показываем богатые возможности меди и то, что из нее можно получить», – говорит Аксенов.

В настоящий момент мастер вступил на территорию дизайна, адаптируя технологии из смежных областей к художественным задачам. Например, разработал водосточную систему, которая становится продолжением медной кровли и гармоничным завершением архитектуры дома.

Также Денис проектирует мебель, куда включает медные элементы: создает новые формы колонн, обрамления камина, кухонные раковины и фартуки. Недавно изобрел цветную рельефную плитку, производящуюся методом травления, из которой выполняются декоративные панно. И да, теперь в мастерской ему помогает уже его отец, у которого когда-то он сам начинал в бригаде.  

Читайте также