Из города – в сказку: история одного переезда

Что заставило успешных московских юристов уехать в русскую глубинку и построить там музей?

О таких, как супруги Олеся и Александр Мазалецкие-Дегтяревы, обычно говорят коротко и ясно – «состоявшиеся люди». Олеся – арбитражный управляющий, Александр – адвокат по уголовным делам. Достаток, квартира в центре Москвы. Казалось бы, стоит ли желать лучшего? 

Стоит, решили супруги. «Я часто плакала по вечерам, чего-то не хватало. В 2011 году Саша подарил мне в честь дня рождения нашей дочки мою мечту – вороного коня. Мы и начали искать для любимца Падеграса (а по-свойски – Пашки) свободу. И поняли, что она нужна и нам», – рассказывает Олеся.

В 2014 году Олеся и Александр продали свои дорогие машины, московские квартиры и всей семьей, с детьми Виталием, Ярославом и Ангелиной, уехали. В деревню. 

Новым адресом семьи стало Пошехонье на Рыбинском водохранилище. Там же возникла идея – создать музей русской деревни. И название пришло само собой – от звуков копыт любимого коня: «Тыгыдым».

«Наши близкие и друзья посмеивались над нами, считали «странными», да и помогать никто не стремился, – рассказывает Олеся. – Ну, мы и сами рукастые. Саша два года учился у местного старенького плотника, а я училась женским ремеслам. У местных жителей мы собирали истории русской жизни». 

Этнокультурный центр «Деревня Тыгыдым» заработал уже в 2015 году. Но без сюрпризов не обошлось: в документах была обнаружена кадастровая ошибка. И местные власти решили снести музей-деревню.

Тогда отчаявшиеся владельцы музея кинули клич: не дайте погибнуть проекту! И люди откликнулись: супругов поддержал Сергей Бачин, гендиректор компании «Васта Дискавери», управляющей рядом активов проектов «Ярославского Взморья» и «Завидово». 

«Мы, прожженные юристы, уже и не верили, что бывают такие порядочные люди, – смеется Олеся. – В «Ярославском взморье» нам выделили в собственность 4 га земли! Помогли с переездом, а ведь пришлось полностью разобрать уже построенные избы и тут на месте собрать их по бревнышку».

Сегодня Мазалецкие-Дегтяревы занимаются серьезной исследовательской работой: ездят по деревням и не только собирают старинную утварь или истории и легенды, но и ищут старые избы, перевозят их на территорию «Тыгыдыма». Так музей стал настоящей ожившей деревней.

И каждое здание здесь снова выполняет свое предназначение. Есть тут амбар с сеновалом, маленькая часовня, лавка с товарами, музей столярного зодчества и музей ткачества и пряжения, музей крестьянской кухни. На подворье стоит конюшня 1878 года. В свое время конь Пашка обзавелся подругой: Олеся и Саша привезли с мясокомбината лошадь Алису – буквально успели забрать ее из-под ножа мясника. Позже появилась молодая кобыла Малика. Сейчас тут уже целый зоопарк – гуси, собаки, овцы, козел Ваня.

Подрастающие дети помогают Олесе и Александру. Старшему, Виталию, уже 21 год, он учится в РГУ по специальности «Туризм и сервис», а в «Тыгыдыме» решает административные и технические задачи. Олеся с Виталием записали аудиокомментарии ко всем объектам деревни, и деревенские байки можно послушать с помощью «скворгида»: звук идет из скворечников, размещенных у каждой избы.

Кстати, здесь нет штата сотрудников, Олеся с Александром в основном все делают сами: совсем недавно они наконец достроили свой дом на территории музея и теперь живут прямо здесь.

Интерес к русской деревне у Олеси и Александра имеет и свои корни. «Мой папа из района Устюженский Вологодской области, много плотничал и столярничал. Моя бабушка была травницей и ведуньей. А дедушка, председатель колхоза Асаново, высадил в Вологде большую яблоневую рощу», – рассказывает Олеся.

У Александра оба дедушки были плотниками, и мальчик многому научился еще в детстве. «Когда я что-то делаю сейчас, порой сам не знаю, откуда во мне это умение. Может, и по крови передалось», – говорит Александр. Охотно верим: ведь практически все, что есть в «Тыгыдыме», построено его руками! 

В планах супругов – создать на территории музей ветряной мельницы и водяную мельницу. А при поддержке «Ярославского взморья» тут уже строится сыроварня. На местных заливных лугах, в Коприно, отец русского сыроварения Николай Верещагин когда-то организовал свою артель, но когда деревни затапливали под водохранилище, многие дома, в том числе и сыроварню, перевезли. Олесе и Александру удалось недавно обнаружить ее в отдаленной деревне, перевезти назад в Коприно и установить рядом с «Тыгыдымом». Здесь будет создан музей сыра.

«Тыгыдым» стал смыслом нашей жизни, – говорит Олеся. – Даже если повернуть время назад, мы бы поступили точно так же. И не жалеем о своем решении отказаться от города и цивилизации и уехать к природе и истокам».  

Читайте также