Кто живет в аббатстве Даунтон?

И каково это – жить почти как в киносериале

У входа в замок Хайклер, расположенного в живописной местности графства Хэмпшир, гостей приветствует улыбчивая блондинка средних лет. Это и есть графиня Фиона Карнарвон, которую все сотрудники поместья нежно именуют Леди Си. Вот уже двадцать лет она вместе с мужем Джорджем Гербертом, восьмым графом Карнарвоном, и их семью собаками живет на территории площадью 2400 га. Солнечный образ графини и отсутствие какого-либо намека на снобизм совершенно сбивают с толку: оно не вяжется с чопорностью и отстраненностью, которые всегда приписывают знатным особам писатели и кинорежиссеры.

«Для нас было важно не превращать дом в музей, ведь жизненная энергия гораздо ценнее, чем стены и предметы искусства. Во многом ради этого ощущения уюта посетители и приезжают в Хайклер. Наш дом – это личность, не бездушный исторический памятник, а «дышащая» и по сей день часть английского наследия», – рассказывает хозяйка.  

Действительно, внутри здания вместо музейных табличек по ночным столикам спален разбросаны журналы, помимо портретов предков семьи Карнарвон кисти Ван Дейка в каждом углу расставлены семейные фотографии с королевскими особами, в числе которых Елизавета II, принц Чарльз, принц Уильям, Кейт Миддлтон и другие узнаваемые люди, все они не раз здесь останавливались.

Впрочем, замок не всегда содержался так тщательно, как сейчас. «Я очень хорошо помню наше первое Рождество в Хайклере. Горячая вода не работала, а моя сестра Сара буквально на следующее утро после своего приезда деликатно посоветовала мне срочно поменять 150-летние матрасы», – с улыбкой признается графиня. (Чтобы вы понимали, в Хайклере 12 спален на первом этаже и еще 40–50 комнат на втором и третьем этажах!)

Мир меняется, нельзя просто почивать на лаврах и принимать все как данность. Возможно, в прошлом поместье и дом определяли семью и лишь поддерживали ее образ жизни, но сегодня все наоборот.
графиня Фиона Карнарвон

...Мы с леди Си садимся за столик в кафе под открытым небом, откуда открывается вид точь-в-точь как в первых кадрах «Аббатства Даунтон», всемирно известного сериала о том, как старинная аристократическая семья борется за выживание и сохранение усадьбы. Реальная история этого места в некотором смысле очень резонирует со своим экранным альтер эго: замок Хайклер является родовым гнездом семьи Карнарвон с 1679 года.

К дизайну дворца и прилегающих к нему садов приложили руку лучшие мастера своего времени. Так, в XVIII веке знаменитый ландшафтный дизайнер Ланселот Браун перестроил скромное старое здание из кирпича и песчаника в модном тогда георгианском стиле. А в 1838 году для перевоплощения замка в неоготику из Лондона в Хэмпшир был приглашен сэр Чарльз Бэрри, спроектировавший ни много ни мало здание британского парламента!

Известен не только замок Хайклер, но и жившие в нем люди. Например, в 1922 году имя Джорджа Герберта, пятого графа Карнарвона, прогремело на весь мир: вместе с археологом Говардом Картером именно он открыл гробницу Тутанхамона. Но мало кто знает, что первой на территорию захоронения вошел не граф, а его дочь леди Эвелин. Она же стала прообразом Эвелин Карнахен в американском приключенческом фильме «Мумия». Египетские древности, привезенные Карнарвонами из экспедиции, до сих пор хранятся в витринах в коридоре между гостиной и курительной комнатой Хайклера.

Генри Герберт, седьмой граф Карнарвон, занимавший почетный титул менеджера скачек королевы, даже рассматривался Виндзорами как кандидат в мужья Елизавете II. И хотя любовная искра между молодыми людьми не вспыхнула, он до конца своих дней был близким другом Ее Высочества. Их трепетные отношения показаны в сериале «Корона».

Кстати, Ее Величество королева является крестной матерью сына Генри Джорджа, нынешнего графа Карнарвона. «Именно отец моего супруга открыл замок для публики в 1990-х годах. При нем же в библиотеке замка проходили съемки знаменитой драмы Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Вырученные от фильма средства пошли на восстановление бледно-зеленых шелковых обоев в гостиной дома», – говорит леди Си.

Тем не менее ремонт в здании проходил лишь от случая к случаю, поскольку седьмой граф Карнарвон c cупругой предпочитали жить в другом месте. Если бы не усилия нового поколения семьи, которым здание перешло по наследству в 2001 году, cкорее всего, Хайклер бы пополнил бесчисленное число других запущенных английских поместий, о былом величии которых говорит только треснувший герб над потрепанной временем дверью.

Ко всеобщему удивлению, для восьмого графа и его графини замок стал не только домом, но и полноценным офисом. Пара работает за компьютерами в скромной пристройке к зданию и сравнивает управление имением с руководством бизнес-предприятием. В их подчинении 80 человек: 30 поддерживает в должном состоянии замок, еще 50 человек посменно отвечают за поля, на которых растут пшеница, ячмень, кукуруза, овес и другие сельскохозяйственные культуры; ухаживают за роскошными цветочными садами и присматривают за лошадьми и домашним скотом. Для сравнения, в XIX веке число слуг было в два раза больше. Правда, графиня отмечает, что супермаркетов и многих технологий, облегчающих жизнь, тогда тоже не существовало.

В первые два года Фиона и Джордж заменили потолок в нескольких комнатах, значительно расширили свои познания в сантехнике и освещении помещений. «Изначально ламп практически не было. Я заказывала примерно по четыре абажура в неделю. Таким образом, теперь здесь их целых 160 штук», – поясняет графиня.

Поскольку здание представляет собой памятник архитектуры высшей категории, вносить радикальные перемены в интерьер нельзя. «Например, я никогда не смогу разместить ванную комнату на первом этаже вместо гардеробной, потому что это в корне поменяет природу замка. Также у нас нет ни одного душа, поскольку для установки вытяжки пришлось бы пробить наружную стену. Зато по краям ванн везде стоят пластиковые кувшины. Если нужно помыть голову, их можно подставить под кран с водой. Я так делала в детстве. И теперь я делаю это снова», – смеется леди Си.

Модернизация шла поэтапно и длилась много лет. Когда у тебя в доме 300 комнат, иначе не получается. По оценкам New York Times, обслуживание замка обходится в $1,5 млн в год, и это без учета капремонта и других работ. Десять лет назад поместье хотел приобрести композитор Эндрю Ллойд Уэббер, на что Карнарвоны ответили категорическим отказом. 

Основной доход владельцам замка сегодня приносят туристы. Если в 1998 году вход стоил £5, то сегодня пропорционально потоку посетителей цена увеличилась в пять раз. Нашу беседу с графиней ненадолго прерывает американка в майке с аббатством Даунтон на груди из сувенирного магазина Хайклер. Во время селфи девушка из Техаса успевает рассказать, что также приобрела и фирменный Highclere Castle Gin, новый проект Карнарвонов, запущенный прошлым летом cовместно с американским предпринимателем Адамом фон Гуткиным.

Вдохновением для создания «именного» напитка из растений садов замка, таких как можжевельник, цветок лайма, апельсиновая корка и лаванда, послужили семейные архивы Карнарвонов.

«Мы обнаружили несколько рецептов коктейлей на джине и свидетельства того, что наши предки частенько подавали их на вечеринках в 1900-х. Cегодня бутылки из синего стекла с логотипом Хайклера продаются уже в четырех странах, и мы планируем расширить экспансию», – рассказывает хозяйка имения.

Джин пришелся как никогда кстати в свете пандемии. С апреля по июнь лорд и леди Карнарвон устраивали виртуальные коктейльные часы. Каждая онлайн-встреча проходила в новой комнате, чтобы гости со всего мира могли получить представление о жизни в настоящем замке.

«Мир меняется, нельзя просто почивать на лаврах и принимать все как данность. Возможно, в прошлом поместье и дом определяли семью и лишь поддерживали ее образ жизни, но сегодня все наоборот. Мы с Джорджи (Джордж Герберт. – Прим. КП) поддерживаем замок, заботимся о нем. Это наш долг», – резюмирует графиня.

Читайте также