Поближе к театру: московский адрес

Влияет ли культурный код места на формат жилой застройки?

Дома, возведенные в симбиозе с объектами культуры – театрами, музеями, галереями и концертными площадками, все чаще выходят на мировую авансцену. Девелоперы новых жилых проектов резонно делают ставку на «культурный код места» и близость знаковых объектов. И этому есть объяснение.

«Мировой тренд в формировании культурной доминанты появился достаточно давно, еще во времена Римской империи, когда знать селилась максимально близко к центрам общения и аренам, – напоминает Александра Синилова, директор департамента по работе с девелоперами Savills в России. – В современном мире подобная тенденция возобновилась в начале 2000-х, когда стали появляться такие проекты, как Tokyo Midtown с собственным музеем современного искусства или London City Island c собственной школой балета и сценой. Такие проекты априори направлены на определенную целевую аудиторию и дают возможность застройщикам сформировать собственную однородную среду в своем комплексе».

Но говорить о том, что это повсеместный тренд, не стоит, добавляет эксперт: «Скорее это один из маркетинговых инструментов – отличительная особенность проекта для повышения его конкурентоспособности».

Тем не менее такие запросы от клиентов поступают. «В нашей практике был случай, когда клиентам из Санкт-Петербурга был необходим объект рядом с театром на Таганке, чтобы на выходные они смогли приехать в Москву и культурно отдохнуть здесь. В итоге они приобрели проект The Mostman», – приводит пример Александра Синилова.

«Можно сказать, что квартиры «дверь в дверь» с театрами, музеями и библиотеками в городских декорациях приобретают сегодня статус трофейной недвижимости. Это неудивительно: кафе, спорткомплекс, химчистка, салон красоты есть теперь в составе каждого современного жилого комплекса, а культурный объект мирового значения по соседству – только у избранных», – добавляют в ГК «Галс» (девелопер проекта «Театральный дом»).

Выход в свет

Архитекторы, девелоперы, урбанисты и маркетологи наделяют новые жилые проекты различными функциями, делая акценты на ДНК места, эстетике, комфорте, формировании единого социума и концептуальном позиционировании объекта.

Так, в британском Malmaison Birmingham, комплексе городских резиденций, возведенных на месте Окс­фордского замка, есть все и сразу: апартаменты, рестораны, картинная галерея и центр образования. Квартал Peninsula Place на Гринвиче, расположенный рядом с Гринвичской обсерваторией, включает в себя многофункциональное пространство на высоте 24 м с собственной прогулочной зоной, торговой галереей, пересадочной станцией для электричек из Лондона и пригородов. В трех зданиях – жилье, концертная площадка, театр, офисы, отель, спортивные клубы и даже киностудия.

Другой авангардный объект, уже заокеанский, реализованный по проекту знаменитой женщины-архитектора Захи Хадид, также сделал ставку на кино, как важнейшее из искусств, которое может привлечь внимание требовательной эстетствующей аудитории.

Дом в Нью-Йорке с кинотеатром IMAX – 520 West 28th Street стал одним из последних творений Хадид. Здание 11-этажного комплекса апартаментов не имеет ни единого угла, а форма скругленных стен и панорамных окон напоминает капли воды. Фасад выполнен из стекла и металла, где металлические детали, соприкасаясь друг с другом и выступая за плиты полов, образуют балконы и террасы с округлыми краями.

Восьмиэтажное здание-трансформер The Shed в Нью-Йорке также называют «символом культурной Америки в девелопменте» и ярким примером кинетической архитектуры. В нем под огромной выдвижной крышей расположились апартаменты, творческие мастерские, художественный центр и универсальный театр. За счет трансформации площадь здания может увеличиваться почти вдвое.

Авторами проекта выступили Diller Scofidio + Renfro и Rockwell Group. Гибкая архитектура призвана объединить различные культурные инициативы, где под одной крышей найдется место и изобразительному искусству, и исполнительскому, и театру, и музыке, и, конечно, танцам, а также сможет меняться в зависимости от тех или иных потребностей резидентов.

В отличие от молодых американских городов, в европейских мегаполисах архитекторы идут от культурной доминанты места. Тема «культурного» соседства виртуозно обыграна, например, с Teatro di Marcello в Риме – единственным сохранившимся из построенных при империи театров, который частично используется как жилой дом.

От театра, бывшего на протяжении 350 лет одной из главных сцен Рима, сегодня осталось только шестнадцать арок на высоту двух этажей, а первая жилая пристройка появилась благодаря семье Фаффо, основавшей здесь в XII веке крепость. В XIV веке крепость стала особняком Савелли, а потом была выкуплена кланом Орсини. Последние же владельцы сделали ее доходным домом, сдав частично под квартиры, а частично – под лавки. Лавки, магазины и склады были убраны только в 1920-х годах, однако жилую часть решили сохранить.

А дома, расположенные рядом с миланским театром La Scala, вообще входят в число самых дорогих лотов не только в Италии, но и в Европе, и, по словам итальянских риелторов, многие потенциальные покупатели все чаще начинают запрос стандартно: «хочу купить жилье рядом с La Scala».

В свою очередь, Робер Оссейн, французский актер театра и кино, режиссер, продюсер, возглавивший парижский Theatre Marigny на площади Мариньи близ Елисейских Полей после реставрации, с самого начала заявлял, что намерен «по полной обыгрывать культурный код места».

В итоге на открытии театра Мариньи Франсуа Пино – председатель правления и генеральный директор конгломерата Kering, собственник театра, меценат, филантроп и покровитель современной живописи – сообщил, что «у всех нас появился еще один повод жить в Восьмом округе, чтобы ходить в Мариньи пешком!».

Либретто для российского мегаполиса

В Москве за последние 200 лет сформировался классический театральный треугольник с максимальной концентрацией главных сцен и творческих вузов страны. В списке театральных адресов столицы: Малая Бронная; Камергерский переулок со зданием МХАТ; Брюсов переулок, в котором еще в 30-е годы прошлого столетия были построены три театральных дома для артистов Большого театра и Московской консерватории; Малый Кисловский переулок, где находится ГИТИС; Большой Николопесковский, в котором расположились второй дом вахтанговцев и Щукинское училище.

«Театральный дом» на Поварской улице, а точнее, камерный квартал в районе Нового Арбата, на углу Поварской улицы, Хлебного и Мерзляковского переулков находится как раз посередине этого треугольника. И сегодня он переживает настоящий ренессанс.

Жизнь на Поварской открывает бесчисленное количество возможностей для тех, кто хочет всегда быть в курсе происходящего на «культурной арене» Москвы
Екатерина Батынкова
директор департамента продаж ГК «Галс»

Изначально по этому адресу находился первый частный театр Немчинова, здесь же, в старом доходном доме, располагалась студия для экспериментальной лаборатории В. Мейерхольда и К. Станиславского.

Более того, одно из зданий было построено в 1893 году по проекту архитектора Николая Струкова, входящего в плеяду главных творцов в стиле русского модерна.

Деликатно отреставрированный и достроенный в 2016 году ансамбль «Театрального дома» включает в себя доходный дом 1893 года, два жилых дома конца XIX – начала XX века, два новых корпуса, расположенных перпендикулярно Поварской, и третий, примыкающий к отреставрированным зданиям со стороны Хлебного переулка.

Проектированием и реставрацией занимались эксперты ГУП «Моспроект-2» имени Посохина под руководством заслуженного архитектора России Павла Андреева. Для владельцев 129 люксовых апартаментов он создал в высшей степени артистичную художественную отделку фасадов – плитка «кабанчик», кованые элементы модерн, авторские панно из майолики, стилизованные под ар-нуво, дубовые двери с витражами, мрамор и богемский хрусталь в парадных холлах.

Вдохнула в дом новую жизнь группа компаний «Галс» (владелец бренда «Галс-Девелопмент»), которая провела его детальную историческую реконструкцию с глобальной адаптацией под стандарты и запросы XXI века.

«Жизнь на Поварской открывает бесчисленное количество возможностей для тех, кто хочет всегда быть в курсе происходящего на «культурной арене» Москвы. Комплекс de-luxe-апартаментов «Театральный дом» – это сердце светской столицы, классика архитектуры под соусом из модерна. Перефразируя слова того же Франсуа Пино, можно сказать, что «у нас всех появился еще один повод жить на Поварской, 8, чтобы изучать культуру столицы России пешком», – отмечает Екатерина Батынкова, директор департамента продаж ГК «Галс».

...Вечерняя подсветка превращает ансамбль квартала в декорации к домашнему рождественскому спектаклю, какие было принято устраивать в интеллигентных старомосковских семьях. Внутренний двор поражает тихой парковой атмосферой (чем не сад в дворянской усадьбе?), а соседство с величайшими культурными объектами наполняет сердце радостью и предвкушением частых встреч с высоким искусством. Не потому ли, по мнению архитектурных критиков, «Театральный дом» – это «оптимальное решение того, как обновить город, не жертвуя его историей»?

Читайте также