Скатерти по старинным технологиям: бизнес-кейс

И патриотичная альтернатива европейской продукции

В 2019 году на отечественном онлайн-рынке появился новый проект «Накрой»: в его интернет-магазине можно было приобрести скатерти и салфетки старинных российских фабрик. Однако особую актуальность проект приобрел в прошлом году, во время пандемии. Почему? «Находясь дома на карантине, многие обратили внимание на свой дом, квартиру и поняли: это место обязательно должно быть приятным и комфортным, – поясняет Маруся Лежнева, соосновательница «Накрой». – Наверное, поэтому наш продукт стал актуальным именно в прошлом году».

Маруся Лежнева – искусствовед, а ее партнер по бизнесу Анна Канина – дизайнер. Как-то Маруся в одном из путешествий по России увидела льняную скатерть, сотканную в Костроме. «Я влюбилась с первого взгляда. Скатерть была на ощупь как шелк. Потом я узнала, что продукция костромских мастеров не раз выигрывала международные конкурсы и экспортировалась на Запад в советское время, – рассказывает Лежнева. – И мне стало обидно, что в России мы не ценим свою историю. Все чаще мы с Анной стали обсуждать судьбу текстильных фабрик и пытались найти пути для их спасения. Так и родилась идея бизнес-проекта «Накрой».

В «Накрой» можно как приобрести готовые изделия, так и заказать столовое убранство по индивидуальному эскизу

Девушки начали искать российские фабрики в интернете, а потом решили отправляться сразу «на места». «Мы просто звонили в мануфактуры по телефону и спрашивали, можно мы приедем познакомиться? Приезжали и долго расспрашивали мастериц о производстве и жизни мануфактур, а мимоходом изучали образцы изделий и ткани. До знакомства с производствами лично нам казалось, что это невозможно – просто так приехать и начать с ними работать, но обитатели фабрик были всегда очень гостеприимны. Наверно, каждый гость из Москвы давал им надежду на лучшее будущее. Поэтому проблем с заключением контрактов и партнерских договоров у нас не было», – рассказывает Маруся. Сегодня проект «Накрой» сотрудничает с той самой Костромской мануфактурой, о которой рассказывала Лежнева.

Производство было основано в 1866 году купцами Павлом и Сергеем Третьяковыми (да-да, братьями-коллекционерами). «Кстати, именно доход от продажи костромских тканей лег в основу «бюджета» на создание Третьяковской галереи», – рассказывает Анна Канина, соосновательница «Накрой». В советское время БКЛМ (Большая костромская льняная мануфактура) выпускала набивные ткани по агитационным рисункам, а сейчас вернулась к классическому дизайну.

Также в «Накрой» можно приобрести скатерти мануфактуры «Гаврилов-Ямский Ткач», ведущей свою историю с 1872 года. Ее владельцем был крепостной, ставший одним из богатейших купцов России, Александр Локалов. «Я слышала про Гаврилов-Ямский от одной подруги: мануфактура то закрывалась, то открывалась, но неизменно у нее в гостях в деревне мы спали на красивом и мягком постельном белье и ели на скатертях «Гаврилов-Ямский Ткач». К тому моменту, что мы начали проект «Накрой», постельное белье уже не выпускалось, но скатерти остались – и сегодня они у нас представлены. Яркие жаккарды мануфактуры стали нашей визитной карточкой», – рассказывает Маруся.

Еще одна жемчужина в портфолио магазина – фабрика «Яковлевский жаккард», основанная в 1845 году и пользовавшаяся до революции успехом за рубежом. А осенью прошлого года было налажено сотрудничество с фабрикой «Елецкие кружева». И сегодня, как и в XIX веке, мастерицы вручную создают узорчатые скатерти и салфетки с ритмичным растительным орнаментом. В «Накрой» можно как приобрести готовые изделия, так и заказать столовое убранство по индивидуальному эскизу, дополнить его инициалами.

«Партнерство с Ельцом началось с дружбы. Наша с Анной общая подруга родилась в Ельце и каждый раз, когда она возвращалась оттуда, всегда везла в подарок красивые кружевные текстильные изделия – одежду или столовый декор. Поэтому, когда появилась возможность показать эти кружева миру, решение о сотрудничестве было принято сразу, – рассказывает Лежнева. – Фабрике уже больше 150 лет, и главная проблема, с которой мы столкнулись, – это дизайн. Было много лишних деталей, которые мы «почистили», нашли идеальные формы, которые впишутся в любой интерьер, но при этом дадут ощущение рукотворной русской красоты». 

На достигнутом Анна и Маруся останавливаться не собираются, продолжают искать уникальных мастериц, исследовать ремесла по всей стране. «Нашим фабрикам недостает новых ткацких станков и отечественного сырья, – сетует Анна Канина. – Раньше лен в России производили в огромных масштабах, а сейчас только пара областей занимается его производством. Этого льна хватает только на одну мануфактуру, остальные вынуждены закупать сырье в Беларуси или в Китае. Ну и, конечно, им всем нужна помощь в менеджменте, в ориентировании в современных трендах и во многом другом. И мы рады помочь!» 

Читайте также