Что было супер на Supersalone: репортаж

Итальянская мебельная индустрия подтвердила свое мировое лидерство внеочередной выставкой

Пандемия внесла строгие поправки в мировой график всех профессиональных событий, и в частности – недель и выставок дизайна и мебели. К примеру, главная международная выставка в этой области – миланская Salone del Mobile – переносилась бесчисленное количество раз за последние полтора года, но так и не состоялась.

Зато, как только это стало допустимо по санитарно-эпидемиологической обстановке, итальянцы сразу же запланировали новую мебельно-дизайнерскую выставку, в новом, облегченном формате, и подготовили ее в рекордно короткие сроки, чуть больше трех месяцев. Что для выставки площадью около 70 000 кв. м и с 425 экспонентами, прямо скажем, непросто.

Но в итоге эта новая выставка прошла в Милане с 5 по 10 сентября, взбодрила всю индустрию, наполнила людьми и событиями замерший на полтора года город и заполнила пустоту в душах и глазах профессиональных предметных дизайнеров, дизайнеров интерьера и прочих причастных, для которых отсутствие визуальных впечатлений, источников вдохновения и возможности продемонстрировать свои произведения публике – почти смерти подобно. 

Новую выставку назвали нескромно – Supersalone – чтобы подчеркнуть, что она не такая, как предыдущие, а как будто квинтэссенция предыдущих. И она хотя и не поразила масштабами, но как нельзя более отразила сегодняшнюю ситуацию нескончаемой пандемии.

Во-первых, она была очень сдержанной, без лишнего пафоса, только необходимое и достаточное. Без стендов циклопических размеров и квадратных километров «мебелей». Наоборот – компактные открытые стенды, наглядные и концентрированные по смыслам, в духе «один стенд – одна идея».

Во-вторых, на ней было мало собственно вещей – потому что пандемия четко сформулировала приоритеты: главные в жизни вещи – это не вещи.

О всемирной готовности обустраивать, улучшать и переоборудовать свой дом говорят и цифры: продажи итальянской мебели для жилых помещений за первые шесть месяцев 2021 года выросли на 51,7% , в то время как категория офисной мебели показывает очевидный спад (-20%).

Зато выставка показала тренды в цветовых гаммах, в материалах, в формах и стилистике, а также ряд знаковых новинок от ведущих мировых мебельных компаний. Плюс в принципе продемонстрировала, ху из ху в мире мебели, кто выжил, кто благополучен, силен, готов работать дальше с новыми силами, кто верит в восстановление рынка и кто во время вынужденного простоя не простаивал, а выстаивался, как хорошая древесина перед тем, как быть пущенной в дело.

То есть для многих экспонентов принять участие было больше имиджевым мероприятием, нежели коммерческим, и с этой точки зрения они не прогадали: с новым форматом выставочных стендов, использованным в этом году, продукция каждого участника была максимально на виду, заметна издалека и обозреваема с разных точек зрения, а также доступна без очередей и излишних телодвижений.

Главные новшества в организации выставки были продиктованы пандемией, но не только: унифицированные стенды, вертикально ориентированные, максимально открытые и с наглядно представленной продукцией, сделанные из полностью перерабатываемых материалов. Плюс высокий уровень цифровизации: любой предмет на Supersalone был снабжен QR-кодом, и считывание кода вело в приложение, где можно было не только узнать всю информацию о вещи, но и забронировать ее для последующей покупки.

Также, в отсутствие большинства зарубежных посетителей, выставку сделали на все дни открытой для широкой публики (обычно она работает сначала четыре дня для профессионалов отрасли и только на уикенд открывается для потенциальных покупателей и прочих интересующихся). Что привело к небывалому результату: по неофициальным оценкам, выставку только в первый день посетило около 30 000 человек. А это означает лишь одно: люди страшно соскучились по публичным мероприятиям и готовы идти и ехать, несмотря на ограничения и усеченные форматы. Просто чтобы порадовать глаз и вдохнуть воздух вместе с другими.

О всемирной готовности обустраивать, улучшать и переоборудовать свой дом говорят и цифры: продажи итальянской мебели для жилых помещений за первые шесть месяцев 2021 года выросли на 51,7% сравнению с аналогичным периодом 2020 года, при особенно сильном восстановлении продаж на итальянском рынке (+67,3%), и на 14,3% и 21,4% соответственно – по сравнению с 2019-м. В то время как категория офисной мебели показывает очевидный спад (-20%), так же как и мебель для общественных и торговых помещений.

Внешне четко прослеживаются два направления: с одной стороны, стремление к большей естественности, умеренности в красках и некой осознанной пустоте в пространстве. С другой – много где присутствуют отголоски 1970-х и 1980-х: в оп-артовых эффектах на поверхностях, в контрастах острых и округлых форм и др.

Какие же тенденции в обустройстве дома демонстрирует нам только что завершившаяся миланская мебельная выставка? С одной стороны, новые, с другой – очевидные. Все больше внимания уделяется комфорту, в частности в мебели для сидения. Диваны, кресла, кровати должны быть скругленных форм, обязательно продуманы и отделаны со всех сторон, не только с «фасада». Материалы для любых интерьерных предметов должны быть максимально тактильно приятными и натуральными: современный человек хочет окружать себя чем-то мягким, обволакивающим.

С этим связана и все растущая мода на ковры, причем на такие, которые формами соревнуются с произведениями абстрактной живописи и вообще современного искусства: получается и тепло-мягко, и красиво. Приветствуется всякая мелкая, дополнительная по функции мебель, которая делает жизнь более комфортной: переживают бум приставные столики, столики на колесиках, ширмы, рабочие столики, раскладные, откидные, трансформируемые, туалетные столики, пуфы-столики, пуфы-скамьи и т. д.

Очень важно освещение: его должно быть много и разного, для всевозможных ситуаций и световых сценариев, и технического, и декоративного. Разнообразие предлагаемых светильников очень большое, каждому покупателю что-то найдется по душе.

Внешне четко прослеживаются два направления: с одной стороны, чувствуется стремление к большей естественности, умеренности в красках, органичности форм и некой осознанной пустоте в пространстве, без лишних вещей и визуального шума. С другой – много где присутствуют отголоски 1970-х и 1980-х: в неожиданных сочетаниях фиолетового с оранжевым или разных оттенков розового с желтково-желтым, в оп-артовых эффектах на поверхностях, в контрастах острых и округлых форм, вообще в совмещении несовместимого.

1980-е в целом служат большим источником вдохновения: ряд компаний уже начали перезапуск не классики дизайна 1950–1960-х годов, как было еще недавно, а именно разработок 1980-х годов, которые сейчас выглядят более чем современно и уместно. И два этих направления прекрасно сосуществуют во времени и пространстве, сопровождаясь еще и десятком других, не столько магистральных, но тоже востребованных. Потому что период пандемии только утвердил людей в том, что их главная ценность – это жизнь и прожить ее надо в максимальном согласии с собой и с миром. И индивидуально обустроенный дом – немаловажная составляющая этой гармонии. 

И, хотя этот «Суперсалон» показался некоторым скромноват, особенно по сравнению с обычным «большим» Миланским мебельным салоном, главное, чем он останется в истории, – это, конечно, атмосфера неподдельной радости от простого осознания факта, что возвращается нормальная жизнь, что можно свободно ходить по улице, радоваться жизни и пробовать не новые виды масок или защитных костюмов, а новые стулья, кресла и кровати. 

Читайте также