Вторая молодость гжели

Как старинный русский промысел вписался в XXI век

У каждого, пожалуй, дома найдутся фарфоровые безделушки, вазочки или тарелки, белые, с синей росписью гжель. А ведь гжель бывает не только синей и не только вот такой, доставшейся от бабушки, и «жалко выбросить». 

«Со многими промыслами произошла парадоксальная ситуация: с одной стороны, уровень узнаваемости у них выше 90%, с другой стороны, большинство помнит их по советскому времени. Тем временем промыслы развиваются. Промыслы – это не про чистое искусство, которое поставишь в музей. Они исторически создавались, чтобы кормить мастеров и их семьи. Поэтому мастера стремились создавать то, на что есть спрос у их покупателя», – говорит Анастасия Праведнова, директор по связям с общественностью Гжельского фарфорового завода. 

Сегодня Гжельский фарфоровый завод, ведущий свою историю с 1818 года, живет новой жизнью. Уже несколько лет здесь идет возрождение традиции цветной гжели. И, надо сказать, «цветные» традиции даже более старые, чем «бело-синие». Ведь изначально гжель XVIII века (преимущественно майолика) была многоцветной. В росписях с птицами, с растительными орнаментами, со сценками из деревенской жизни использовались зеленые, желтые, коричневые, красные цвета.

А вот бело-синей гжель стала только после Великой Отечественной войны. «В XIX веке гжель была и бело-синей тоже (пробовали все подряд). Сколько производителей, столько началось экспериментов. А с бело-синими розами и орнаментами гжель стала ассоциироваться только после войны, – объясняет Анастасия. – Такой, бело-синей, гжель сделали искусствоведы, возрождавшие почти погибший промысел».

Синяя кобальтовая роспись быстрее и проще в работе и требует только двух обжигов, что существенно экономит топливо для печей. Искусствоведы создали «азбуку» гжельских мазков со старых образцов и переложили ее на кобальт. Но заблуждением будет думать, что в советское время не производилось цветной гжели. «Она была, – рассказывает Сергей Симонов, главный художник Гжельского фарфорового завода. – В одно время на заводе «Объединения «Гжель» 40% художников писали цветом! Впрочем, на советский рынок этот фарфор не попадал: уходил в подарочные фонды, на экспорт и т. д.». 

Если до запуска новых современных коллекций средний возраст покупателя продукции Гжельского фарфорового завода составлял больше 55 лет, то сейчас ядро аудитории ближе к возрасту 40 лет
Анастасия Праведнова
Гжельский фарфоровый завод

Сейчас на заводе активно работают с цветом. «Наши художники сами разрабатывали рецептуру цветных красок, которые не выгорают и не теряют яркость при обжиге. И до сих пор смешивают краски сами и держат рецепт в секрете. Есть у нас коллекции с цветной подглазурной росписью и с надглазурной росписью и золочением – это больше в стилистике кузнецовского фарфора XIX века. Кстати, династия фарфористов Кузнецовых вышла из Гжели. Именно здесь был их первый завод», – уточняет Сергей Симонов.

Особое внимание сегодня уделяется и ассортименту. На заводе создаются вещи «модные», востребованные в современном быту: от фарфоровых стаканов для «кофе с собой» до тарелок для пасты. «Первая реакция у некоторых покупателей была: какая паста и гжель? А в чем здесь противоречие? Его нет. Это посуда для жизни, ею надо пользоваться каждый день», – говорит Анастасия Праведнова. 

Всего завод выпускает сейчас более 700 видов продукции: это столовая посуда, предметы интерьера, скульптура, сувениры. Он сотрудничает сегодня с ресторанами (например с рестораном «Пушкинъ»), делает коллаборации с дизайнерами и художниками. Среди творческих партнеров, с которыми выпускаются совместные фарфоровые коллекции, – модельер Сергей Сысоев, дизайнер интерьеров Диана Балашова, декоратор Элина Туктамишева. 

«Когда мы начали возрождать цветную гжель, модернизировать бизнес-стратегию, делать коллаборации, сотрудничать с ресторанами, многие восприняли это все в штыки, но ситуация меняется. Если до запуска новых современных коллекций средний возраст покупателя составлял больше 55 лет, то сейчас ядро нашей аудитории ближе к возрасту 40 лет. Мы продолжим «омолаживаться» и впредь. Но, будьте спокойны, мы не «предадим» и наших «взрослых» покупателей», – обещает Анастасия Праведнова.

Читайте также