Что скрывается за фасадами La Samaritaine

Легендарный парижский универмаг открылся после многолетней реконструкции

La Samaritaine, или Samar, как его называют парижане, основанный в 1870 году Эрнестом Коньяком и Луизой Жэ, – один из первых универсальных магазинов формата grand magasin, которые стали появляться в Париже конца XIX века. Первое капитальное здание магазина в стиле ар-нуво с живописными росписями, стеклянной крышей и ажурными перекрытиями Эйфеля, вытянутое вдоль улицы Pont Neuf, было возведено в 1910 году по проекту Франсуа Журдена, а второе, с пластичным фасадом из стекла и камня в стиле ар-деко по проекту Анри Соважа с видом на набережную Лувра, – в 1928 году. 

В 2005 году La Samaritaine был закрыт по соображениям безопасности. Чуть позже группа LVMH, его новый владелец, решила запустить амбициозный проект реконструкции универмага, который должен был стать частью преобразования парижского квартала и эпицентром его жизни, где переплетаются современная архитектура и историческое наследие, люксовый ритейл и массовый, муниципальное жилье (!) и пятизвездочный отель, мишленовские рестораны и брассери, офисы и даже детский сад.

Проект был реализован спустя 16 лет, сумма инвестиций составила 750 млн евро. Открытие La Samaritaine для широкой публики состоялось 23 июня 2021 года, на год позже его 150-летия, из-за пандемии COVID-19. 

Глобальной реставрации и реконструкции подверглись все три объема – два исторических на стороне Pont Neuf, в том числе здание ар-нуво, внесенное в список памятников архитектуры, и еще одно историческое, «не­­памятник», по стороне улицы Риволи.

Над проектом работали сразу несколько архитектурных бюро: Francois Brugel Architectes Associes, Lagneau Architectes SRA Architectes. Например, в здании постройки 1910 года прошла серьезная реставрация конструктивных и декоративных элементов, интерьерных и фасадных: мозаик, эмали, росписей, стеклянного купола, полов, металлических ажурных ферм Эйфеля, были также проделаны дополнительные световые люкарны на цокольном этаже.  

Новое здание, иное по духу, появилось по стороне улицы Риволи, построенное взамен снесенного старого. За его архитектурную концепцию отвечало японское архитектурное бюро SANAA, лауреат Притцкеровской премии. Его проект со стеклянным волнообразным фасадом вызвал больше всего споров.

Площадь торговых площадей на момент закрытия магазина составляла 30 000 кв. м, а после ремонта – 20 000

Надо сказать, что разрешение на проведение строительных работ LVMH получила только в 2015 году. «Пять лет ушло на то, чтобы убедить мэра Парижа, пять лет на получение разрешения и пять лет колоссальной работы. Но оно того стоило», – рассказывал в 2019 году Жан-Жак Гиони, финансовый директор LVMH и гендиректор универмага. 

Первый проект, предложенный LVMH, был отклонен властями Парижа, так как площадь, предназначенная для соцжилья, оказалась недостаточной. Затем ассоциации по охране памятников в течение многих лет боролись против полного сноса и строительства нового объема со стеклянным фасадом. Так, в мае 2014 года административный суд отменил одно из разрешений на строительство в рамках реконструкции Ilot Rivoli, на основании того, что «...здание, предложенное LVMH, в частности его волнис­тый фасад, выполненный из стекла, диссонирует с каменными парижскими постройками, разнообразными, но традиционными», как говорилось в заявлении Ассоциации охраны памятников Франции.  

В итоге проект, предложенный SANAA, все-таки одержал победу и был реализован. По мнению архитекторов, стекло отражает и преобразует окружающую среду, создавая тонкое сочетание исторического и современного на всей поверхности.

Такой фасад – один из фирменных приемов известного японского бюро, считает Наталья Сидорова, архитектор и сооснователь DNK ag. «Достаточно вспомнить стеклянный флагманский бутик Dior (2004) в Токио или складское помещение в кампусе компании Vitra (2012) в Германии, построенные по проекту SANAA, – рассказывает Cидорова. – А по улице Риволи получился протяженный и даже массивный фасад в окружении исторического города».

На контрасте старого и нового строится и внутренняя структура La Samaritaine. Условно она разделена на две части. Исторические здания получили общее название Pont Neuf, а новое – L’ile Rivoli. Площадь торговых площадей на момент закрытия магазина составляла 30 000 кв. м, а после ремонта – 20 000. 

Однако сокращение площадей никак не сказалось на ассортименте парижского универмага, где представлено в сумме 600 брендов на семи уровнях под общей концепцией Mix and Match. Pont Neuf открывает нам мир моды с присущей парижской элегантностью, где замикшированы коллекции мужской и женской одежды от топовых люксовых брендов до доступных марок, звездные коллекции дизайнеров с показов мод и коллекции молодых. Здесь же квинт-эссенция роскоши – часы и драгоценности, от самых именитых и дорогих до умеренных, и все это можно увидеть и пощупать в сопровождении консультантов или самостоятельно. 

L’ile Rivoli – концепт-стор, рай для миллениалов. Стеклянный объем, брутальные стены, открытые металлические фермы, он задуман как магазин в магазине. По сути, L’ile Rivoli – это своеобразная игровая площадка со сменной экспозицией, где открываются последние тенденции городской моды и современного искусства. Палитра представленных марок огромная, цены начинаются от 100 евро. 

А на первом этаже концепт-стора на площади 200 кв. м развернулась временная экспозиция знаменитой парижской галереи Perrotin, где находятся работы актуальных художников: Ксавье Вейлана, Такаси Мураками, Йохана Кретена, Дэниэла Аршама.

Еще одно из нововведений La Samaritaine – огромная, в 3400 кв. м, «Территория красоты». Фантазийное и изысканное пространство (работа французского архитектора Юбера де Малерба) расположено на минус первом этаже, которое тянется вдоль всего комплекса зданий. Представлено более 200 марок разного калибра, есть spa-зона Cinq mondes c видом на зимний сад, бьюти-бары и отдельное пространство Maison du Parfum, где собраны уникальные ароматы в эксклюзивных флаконах стоимостью от 3000 до 300 000 евро. 

Заявленная концепция значительно отличается от предыдущей. «Лет тридцать назад в Samar можно было найти все, – вспоминает Катя Перцова, русская парижанка, автор книги «Мой Ив Сен-Лоран». – Сегодня это в большей степени люксовый «коммерческий» проект, ориентированный на иностранцев и гостей столицы». По мнению Перцовой, парижане будут «микшировать» моду на Сен-Жермен и в Марэ, а за люксом пойдут в бутики. 

Что ж, поживем – увидим. 

Кто они, жители La Samaritaine?

Реконструкция La Samaritaine является архитектурным, социальным, экономическим и туристическим проектом, в основе которого лежит концепция «разнообразия и совместного использования (mix et partage)», заявлял еще в 2012-м Николя Фукрие, руководитель программы строительства и реконструкции La Samaritaine. Выделение площадей под муниципальное жилье было одним из требований мэрии Парижа при реконструкции универмага. В итоге запроектировали 97 муниципальных квартир общей площадью 7000 кв. м на 250 человек. Они распределены по двум зданиям, историческому и новому, и расположены на разных этажах: 51 студия, остальные многокомнатные, есть даже с террасами и зимним садом, предусмотрены и квартиры для людей с ограниченными возможностями на нижних этажах. Весь жилой фонд La Samaritaine находится под управлением France Habitat и сдается в аренду по договору социального найма госслужащим. Очевидно, что не всем из их числа достаются такие «элитные» жилплощади, но все же. Есть и детский сад на 80 мест. А также офисные помещения общей площадью 15 000 кв. м, которые готовы принять 1000 служащих. Такое соседство выглядит, конечно, необычно, но, как сказал Николя Фукрие, это лишь символ того, что La Samaritaine «принадлежит всем парижанам».

Читайте также