Как выглядит мозаика класса люкс

Наполеон для Dolce & Gabbana и другие громкие проекты мастерской Friul Mosaic

Модный бизнес давно облюбовал цифровой мир, но роскошные бренды по-прежнему выделяют солидные инвестиции на свои офлайн-магазины. И Dolce & Gabbana не исключение: так, например, бутик на улице Фобур-Сент-Оноре в Париже был в прошлом году с размахом переоборудован – в магазине установлены две семиметровые мозаики из стекла и эмали с изображением Наполеона в мужской части и Жозефины де Богарне – в женской. Это мозаичные копии двух портретов, созданных в начале XIX века художником бароном Франсуа Жераром. Панно выполнены вручную ремесленной мастерской Friul Mosaic, расположенной в Порденоне, где специализируются на старинной технике мозаики. 

«Нам хочется сохранить ремесленное производство, поэтому все делаем вручную, – рассказывает Барбара Бертойя, владеющая Friul Mosaic вместе с сестрой Тицианой. – Технология используется только на этапе проектирования, но составление мозаики и ее установка подразумевают ручной труд мастеров». Компания была зарегистрирована в 1987 году, но свою деятельность начала еще в 1981-м, когда отец Барбары и Тицианы, Уильям, открыл в подвале своего дома частную мастерскую. 

В начале 60-х Уильям окончил Школу мозаики Фриули, однако выбрал другую профессию, потому что в те времена в области мозаики не было никаких перспектив. Но постепенно он начал получать первые заказы на предметы погребального искусства и оформление полов. Затем нанял помощников, двое из которых позже стали его партнерами по бизнесу, а еще позже основал компанию Friul Mosaic. Один из этих партнеров до сих пор работает в компании. 

Это Наталина Куэрин, она возглавляет художественную мастерскую. «В начале 2000-х у нас было 40 сотрудников, но после экономического кризиса 2008 года и прошлогодней пандемии осталось всего 25, – вспоминает Барбара. – К счастью, мы можем рассчитывать на помощь десяти ремесленных мастерских, которые с нами сотрудничают».

Школа мозаики Фриули была основана в 1922 году. Прославилась в мире благодаря таким работам, как мозаичный цикл для Итальянского форума в Риме, мозаики для храма Гроба Господня в Иерусалиме, Kawakyu Hotel в Осаке, станции «Всемирный торговый центр» в Нью-Йорке и др.

Все производственные процессы осуществляются в компании. Здесь есть своя дизайн-студия, отдел торговли, мастерские, где работают мозаичисты, и цех подготовки природного материала.

«Мы берем материалы, использовавшиеся в других процессах, и превращаем в кусочки мозаики разных размеров, – объясняет Барбара. – Кроме того, мы работаем со стеклом, с художественной эмалью, которая проходит обжиг в Венеции или в Спилимберго. Мы покупаем техническое стекло у производителей со всего мира, а потом перерабатываем здесь, у себя. И любую мозаику начинаем с полноразмерного эскиза – печатаем его на бумаге, даже если для этого необходимо несколько сотен метров».

Художественная мастерская почти полностью состоит из женщин, которые осваивали ремесло в Школе мозаики Фриули в Спилимберго. «Новеньким, которые к нам приходят, минимум 23–24 года, но кое-кто из наших «девочек» с нами уже тридцать лет», – уточняет Барбара.

Мозаики, созданные мастерами Friul Mosaic, разбросаны по всему миру. Самый крупный заказ, последний, в котором участвовал основатель мастерской, был выполнен для купола Национального святилища Девы Марии Апаресиды близ Сан-Паулу в Бразилии. Мозаикой необходимо было покрыть 2000 кв. м. На отрисовку и деление листов ушло 1600 часов, еще 280 часов понадобилось на проект, 12 000 часов – на выполнение работ. Всего получилось 14 000 листов мозаики, на изготовление которой было потрачено четыре года.

«Купол оказался для нас сложной организационной задачей, поскольку был первым заказом такого размера, – вспоминает Барбара. – Но нам больше всего нравятся такие задания. Самое большое удовлетворение нам приносит командная работа».  

(Перевела Елена Туева)

Читайте также