Кто построил первое шале: биография

И зачем Ротшильдам понадобился домик лыжника

Изобретение архитектуры и внутреннего обустройства современного горнолыжного шале французы небезосновательно приписывают своему соотечественнику Анри-Жаку Ле Мему, работавшему на протяжении XX века в Межеве. Возведение первого «шале лыжника», как принято было называть этот тип построек, датировано 1927 годом. 

На революционный проект архитектора вдохновила его клиентка – баронесса Ноэми де Ротшильд, желавшая на принадлежавших ей альпийских землях создать французский Санкт-Мориц. Ротшильды отстроили Межев, заложили представления о горнолыжном отдыхе, задали высокие стандарты, а Анри-Жак Ле Мем, работавший с ними рука об руку, стал родоначальником современных понятий об альпийском интерьере и комфорте. 

А между тем ничто не предвещало, что уроженец французского города Нанта станет легендой альпийской архитектуры. Да, «доальпийский период» Ле Мема был полон надежд: окончание школы изящных искусств в Нанте, затем парижской школы изящных искусств и работа ассистентом у знаменитого декоратора своей эпохи – Жак-Эмиля Рульманна, творившего в стиле ар-деко.

Но ни морской влажный климат Лазурного берега, ни Париж не подходили Анри-Жаку по причине слабого здоровья. И в 1925 году по совету своего друга Адольфа Бедера, промышленника и администратора Французского общества горных отелей, Ле Мем отправляется в Альпы подлечиться и заодно завести полезные связи. 

Насчет лечения история умалчивает, а вот полезные связи не заставили себя долго ждать: тот же Бедер познакомил молодого архитектора с баронессой де Ротшильд, которая, узнав о том, что ее новый знакомый – архитектор, изложила ему суть своего заказа следующим образом: «Хочу шале, которое было бы похоже на деревенскую ферму, но с исключительно удобным интерьером и большими окнами, с видами на живописные пейзажи». 

Надо сказать, что фермы альпийских крестьян тех времен представляли собой деревянное строение с 17-метровым фасадом и покатой крышей. Люди нередко делили кров с домашним скотом, спали на сене. Обладая проницательностью, Ле Мем почувствовал в словах баронессы очевидный диссонанс между тем, что его просили создать и чего на самом деле ожидали. Анри-Жак понял: чтобы угодить Ноэми де Ротшильд, требуется интерпретировать архитектуру деревенского дома в стиле пасторальной идиллии и создать новаторский и изысканный интерьер. Что он и сделал. 

От традиционной региональной архитектуры Ле Мем оставил большие объемы, каменное основание и двускатную крышу, но полностью пересмотрел внутреннее устройство помещений, использовал наряду с традиционными материалами новинки тех лет: бетон, фанеру, линолеум. Так на свет появилось шале Noemie, получившее имя в честь своей хозяйки.

Авангардный подход, престиж семейства Ротшильд и мода на лыжный отдых сделали Ле Мема очень популярным архитектором в среде аристократов и буржуа – уже в 1929 году архитектор открыл собственное бюро в Межеве. 

Даже спустя почти 100 лет Ротшильды отдали дань архитектору, сделав его стиль лейтмотивом архитектуры и внутреннего убранства Four Seasons Megeve

Удачный микс комфорта и альпийского шарма стал визитной карточкой «лыжного шале» Ле Мема. Критерием удобства было продиктовано появление ski-room, в отделке помещений архитектор использовал побелку в сочетании с каменным и деревянным декором стен и потолков, остекление и угловые окна. Центральным украшением кухни и гостиной стал камин. За счет большого количества панорамных окон интерьеры были великолепно освещены, а панорамные виды создавали эффект картин. Обязательным элементом такого шале являлась обращенная на юг терраса с шезлонгами, где можно принимать солнечные ванные почти круглый год. 

Новый архитектурный облик шале, самым ярким историческим примером которого остается Noemie, так полюбился публике, что постепенно стал нормой для Французских Альп. Ныне входящее в состав комплекса Les Chalets du Mont D’Arbois и принадлежащее семейству Ротшильд, шале Noemie является одной из редких построек Ле Мема, где интерьеры и архитектура сохранили свою аутентичность и функциональность. 

Надо признать заслугу баронов и в том, что имя Анри-Жака Ле Мема не забыто и стало частью истории. Даже спустя почти 100 лет Ротшильды отдали дань архитектору, сделав его стиль лейтмотивом архитектуры и внутреннего убранства Four Seasons Megeve. Как в свое время Ле Мем, автор проекта отеля французский дизайнер Пьер-Ив Рошон работал в тесном контакте с Ариан де Ротшильд. Вместе они изучали семейные архивы и стиль архитектора, пытаясь переосмыслить наследие Ле Мема на современный лад. 

За основу были взяты излюбленные материалы Анри-Жака: камень (декор стен), дерево (потолки и двери), стекло (большие окна, благодаря которым альпийские пейзажи буквально приглашены внутрь помещений), керамика. Не обошлось и без обращения к стилю ар-деко, в котором Ле Мем любил декорировать интерьеры.

Самым ярким примером ар-деко в Four Seasons Megeve стало пространство бассейна общей площадью 800 кв. м. Обширное остекление в духе Ле Мема наполняет просторное помещение светом и позволяет наслаждаться панорамными видами. Стены зала украшают монументальные картины Тьерри Бруэ, вдохновленного барельефами Дворца Токио в Париже, сочетание белого и черного тонов отсылает к эстетике 20–30-х годов прошлого столетия. 

Геометрические фигуры и узоры в стиле Ле Мема то и дело встречаются в отделке стен, пола и потолка отеля. Найти и расшифровать наследие легендарного архитектора в интерьерах Four Seasons Megeve для гостей отеля стало подобием шарады. Все подсказки им уже даны в книге «100 лет Ротшильдов в Межеве», предусмотрительно положенной на самое видное место в номерах и сьютах. 

Несмотря на то что Ле Мем вошел в историю архитектуры и дизайна как основоположник горнолыжного шале, его талант был чрезвычайно многогранен. Прожив ровно сто лет, он успел поработать над проектами санаториев, пансионатов, отелей и бутиков, оставив в наследие около 900 проектов.  

Автор благодарит Four Seasons Hotel Megeve и офис по туризму г. Межева за предоставленные материалы

Читайте также