Новая жизнь хрусталя

В ателье Barovier & Toso подошли к делу «глокально»

Старейший муранский производитель Barovier & Toso, ведущий историю с XIII века, славится своими люстрами и особой техникой сristallo veneziano (венецианского хрусталя).

Этой весной компания представила коллаборацию с дизайнером Лукой Никетто и его студией Nichetto Studio. Результатом сотрудничества стали две линии подвесных светильников: Vallonne (из прозрачного хрусталя) и Vallonne Opal (из матового). «Vallonne» – в переводе с французского – волнообразный, холмистый, и это слово точно описывает необычную форму плафона, напоминающего воздушное безе или фантазийное облако.

Лука Никетто – итальянский промышленный дизайнер, но уже 10 лет живет и работает в Стокгольме. На его счету множество коллабораций – с мебельными фабриками Casamania, Tacchini, с фарфоровым брендом Ginori 1735 и с другими ведущими компаниями. Но эта коллекция с муранским брендом для Луки особенная.

«Для меня это не просто работа, а скорее миссия. Я провел все свое детство в Мурано. Ходил в садик и в школу, делал первые творческие шаги, – рассказывает Лука. – Вся моя семья была так или иначе занята в стекольной индустрии. Дед – стеклодув, мама занималась росписью. Часто во время каникул я помогал маме расписывать стекло, после школы забегал на фабрику к отцу. И однажды на фабрике я обвел взглядом людей, которые все были поглощены каждый своим делом, и спросил папу: а кто эти люди по профессии? И он ответил – disegnatore. Дизайнеры то есть. Поэтому для меня нет ничего напыщенного в этом слове. Дизайнеры – это те, кто придумывают и делают вещи своими руками. Дизайнеры были просто повседневной частью моего детства. Ну а многие сотрудники Barovier & Toso – мои студенческие друзья, и это, надо сказать, очень помогло в работе над коллекцией, помогло найти общий язык».

Каждый светильник коллекции — результат ручной работы, и двух одинаковых здесь не найти

По словам Никетто, Мурано – достаточно закрытое место, а стеклодувные традиции хранятся и передаются из поколения в поколение. Поэтому сделать что-то принципиально новое, необычное, дерзкое не так-то просто. Но компания Barovier & Toso, несмотря на муранские корни, бережное отношение к своему наследию и тот факт, что большая часть новых коллекций базируется на архивах, на переосмыслении прошлого, решилась пойти на эксперимент и создать действительно современную коллекцию.

«Идея проста и сложна одновременно. Мне хотелось в этих светильниках показать саму суть процесса выдувания стекла, показать, как это красиво, превратить технический аспект в объект дизайна. С разных ракурсов, снизу или сбоку, благодаря выпуклостям и впадинам светильник выглядит каждый раз по-новому, выглядит живым, – рассказывает Лука. – Но, подчеркну, это именно объект дизайна, а не арт-объект. Искусство для меня нефункционально. В тот момент, когда у предмета появляется назначение, функция, он уже не является арт-объектом, как бы красив ни был».

Лука говорит, что самым сложным и интересным было передать в застывшей форме момент выдувания стекла, эту воздушность, легкость. «Светильники, как правило, имеют жесткие металлические каркасы, но я поставил задачу сделать так, чтобы каркасов не было видно, иными словами, пытался запечатлеть мгновенье!»

Каждый светильник – результат кропотливой ручной работы, и двух абсолютно одинаковых плафонов в нынешней коллекции не найти.

«У меня есть мечта. Когда состарюсь, вернусь в Мурано, привезу туда своих внуков, покажу им все то, на чем я вырос, – говорит Лука Никетто. – Ну а пока я живу и работаю в Стокгольме, сотрудничаю с итальянскими (и не только) брендами и наслаждаюсь интереснейшим миксом культур. Сегодня мы больше не говорим про глобальный, мировой дизайн. Появилось новое понятие «глокальности» (от global и local) – слияние локальных старинных техник и глобальных тенденций и технологий. И мне нравится, что одно не спорит с другим, а рождает новые яркие коллаборации и предметы для жизни в современном мире».

Читайте также