Мебель на грядках: опыт

Урожай стульев, столов и даже зеркал? Заглянем в «огород», где растут полезные в быту вещи

Проблема у нас одна – погода. В других странах есть приметы, по которым можно понять, какими будут лето и осень, но тут, в графстве Дербишир, как, впрочем, и во всей Великобритании, погода настолько непредсказуема, что остается только надеяться. Если лето будет хорошим, мы наконец получим первый урожай стульев», – начинает Гэвин Мунро, основатель компании Full Grown, показывая по видеосвязи участок в два акра (8093,71 кв. м), напоминающий виноградник. Разница лишь в том, что вместо винограда здесь растут молодые ивы, платаны, дикие яблони, орешник и дубы, хитро «распятые» на формах из нержавеющей стали.

Пятнадцать лет назад Гэвин приехал на ферму недалеко от городка Уирксуорт (это 2,5 часа от Лондона), чтобы начать растить... стулья, столы, зеркала и лампы.

«Я изучал дизайн мебели в Лидском университете, – рассказывает Гэвин. – Уже тогда я склонялся к первичным природным материалам: камень, дерево, песок, глина. Мой первый проект – реконструкция исторического фермерского дома в Шотландии. Работая над ним, мы использовали только те инструменты, которые существовали во время его строительства, никакой современной техники. Стройматериалы возили на лошади. Думаю, это хорошо показывает мою любовь к природе и ручной работе».

После Шотландии Гэвин Мунро отправился в Калифорнию, где делал мебель из деревьев, выброшенных океаном на берег, наблюдал за развитием технологии 3D-печати и начал думать о том, как можно было бы печатать мебель из природных материалов. Так родилась идея мебель выращивать. «Мне всегда нравились естественные формы, но особенно – когда в них есть геометрия», – замечает Гэвин.

Вернувшись назад в Англию, он скооперировался с местным фермером и начал экспериментировать с различными породами деревьев. «Мы сажали, направляли ветви, смотрели, как что растет. Самое сложное – ждать. Когда дело идет о деревьях, ты не знаешь, сработал новый метод или нет, пока не пройдет хотя бы три года: много труда вслепую, когда кажется, что должно вырасти вот так, но на самом деле может вырасти как угодно и даже совсем иначе. Невозможно заставить дерево расти так, как хочется тебе, но можно его курировать, направлять. Шесть лет мы учились понимать, как «работают» разные деревья».

В итоге Гэвин и его команда изобрели метод получать нужную структуру предметов мебели, минимально вмешиваясь в процесс. Например, стулья. Сначала они росли так, как если бы они стояли, но через несколько лет кропотливого выращивания Гэвин понял, что их гораздо проще растить вверх ногами и что ветки – это ножки. Для Full Grown – это прорыв!

Четыре года назад компания начала принимать заказы, предупреждая заказчиков, что лампы и зеркала растут 2–3 года, столы и стулья – 6–10 лет. «Мы не первые, кто растит мебель, но мы хотели создать именно производство».

Компания Full Grown началась с идеи фабрики на открытом воздухе, но сейчас Мунро понял, что для производства по выращиванию мебели из цельной плоти дерева без стыков и соединений ему нужен лес со своей экосистемой, «в котором иногда вырастают стулья». Поэтому основная работа в Full Grown идет по созданию среды обитания для птиц, спасающих мебель от насекомых. «Естественно, нам нужна здоровая и красивая древесина, ведь такая мебель должна служить столетиями!»

Как только кто-то заказал предмет мебели «на вырост», он выбирает породу дерева, из которой его будут растить. Но, даже если для вечного семейного стула выбран дуб, Гэвин прочитает лекцию о том, почему он советует попробовать и другие породы.

«Никогда не знаешь, что вырастет лучше, – сетует он. – Быть может, дуб не захочет взращивать крючок там, где он нужен, и мы ничего не сможем с этим сделать! Но зато отличный крючок даст дикая яблоня. Так как процесс все-таки не совсем предсказуемый, мы должны быть уверены, что у нас есть запасной вариант и запасной вариант от запасного варианта. В финальной стадии можно выбрать то дерево, которое понравилось больше всего».

Клиентов Full Grown предупреждают, что лампы и зеркала растут 2–3 года, а столы и стулья – 6–10 лет

Для каждого заказа сажается пять саженцев. Через год из них выбирают три лучших, обрезают до высоты 40 см и ждут молодых веток, которые можно начинать «тренировать» расти в нужном направлении. Главное – не пропустить момент, когда ветка одновременно достаточно крепкая и гибкая, чтобы пустить ее по раме.

Так же надо смотреть за соседними ветками – какую из них использовать, если что-то пойдет не так с той, которую выбрали. «Хорошо, что деревья могут жить и без нескольких веток! Но не слишком многих, тут надо быть аккуратнее!» Чтобы люди, которые ждут свои стулья, не теряли ощущения причастности к процессу, Гэвин шлет им фото того, что для них «спеет-вызревает». «Когда кто-то 10 лет ждет один стул – это такое отложенное удовольствие».

Сейчас у Гэвина Мунро растут 500 предметов мебели, они все уже заказаны и ждут своего удачного лета, чтобы набрать нужную массу. Всего же мощностей Full Grown хватает на тысячу.

«Технология, которую мы используем, она даже не доиндустриальная, она доагрокультурная, – шутит Гэвин. – Конечно, сегодня можно моментально купить с быстрой доставкой что угодно. Но на самом деле людям больше нравится хороший кофе, а не быстрорастворимый. Поэтому стул, который растет для них где-то в Англии, – это отличная тема для разговоров за ужином! И чем дольше растет этот стул, тем больше историй вокруг него образуется».

«Нашим заказчикам нравится, что они принимают участие в чем-то необычном, – продолжает Гэвин. – 3D-печать никогда таким не похвастает: да, мы получаем в итоге форму, которую хотим, но само дерево тоже успевает сказать свое слово в процессе. Оно не растет совсем так, как хотим мы, мы придаем общие очертания, но все нюансы, все детали отражают характер именно дерева. Ясно, что дизайны не повторяются. Для меня это новое поколение кастомизации. Думаю, что в век, когда любую дизайнерскую вещь можно напечатать, какие-то предметы роскоши обесценятся, как это случилось с сахаром, который еще пять сотен лет назад считался символом роскоши и богатства, а теперь стал «белым ядом». Роскошью становится то, что уникально, а такого остается все меньше».

Помимо тех дизайнов, которые Гэвин разрабатывал в течение десяти лет, теперь он может выращивать и индивидуальные «предметы» под заказ. «Я наконец-то прочувствовал границы моего метода, и теперь у меня есть некоторая уверенность и творческая свобода. В этом сезоне я запускаю скульптуры».

Перед Рождеством он собрал первый урожай ламп. Если осень в Великобритании будет хорошей, то в следующем году можно будет снимать стулья и столы.

Заканчивая рассказ о своей экофабрике, Гэвин, стоя среди зарослей, посматривает на матовое светло-серое небо, на котором скромно показываются полуденные лучи зимнего солнца, и вдруг замечает: «Хотел бы я иметь дар предсказания погоды, он бы очень мне помог».

Читайте также