Московские адреса: Арбат, дом 4

От зубных врачей — к народному университету

Сразу за зданием ресторана «Прага» стоит скромный трёхэтажный дом. В недалёком прошлом в нём располагались магазины «Искусство» и «Плакат», которые часто и с удовольствием вспоминают москвичи.

Перед нами – многократно перестроенный дом середины XVIII века. Однако его строгие пропорции выдают «аристократическое происхождение» здания.

Так оно и есть: дом состоит из двух частей – правая сохранилась с XVIII века (предположительно, это каменные палаты 1769 года купца Пивоварова), а левая построена в 1859 году разбогатевшим зубным врачом Г.П. Лазариком, который устроил тут меблированные комнаты.

Известным дом стал в 1865 году, когда здесь открыли аптеку и лечебницу под патронатом Общества русских врачей. Малообеспеченные горожане могли получить медицинскую помощь и лекарства по ценам на 30-40% меньше, чем в других лечебных заведениях и аптеках Москвы.

Именно здесь, на втором этаже, в середине 19 века существовали номера «Гуниб» (названные так по аулу в Дагестане, где был пленён Шамиль), а потом «Столица». И именно тут, будучи студентом, неоднократно останавливался будущий нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин.

Эту «сумрачную» гостиницу он, кстати, впоследствии описал в своих рассказах «Муза» и «Далёкое». «Неприятно и скучно я жил!.. В памяти осталось: непрестанно валит за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещённом ресторане...»

Еще один великий писатель тоже не преминул здесь отметиться: едва приехав в Москву, Алексей Николаевич Толстой один из первых визитов нанёс именно Бунину и именно сюда, в гостиницу «Столица». Об этом мы знаем из воспоминаний Бунина о Толстом: «Но вот однажды Толстой неожиданно нанёс нам визит в московской гостинице "Столица", где мы останавливались, вместе с молодой черноглазой женщиной типа восточных красавиц, Соней Дымшиц... Дымшиц была одета изящно и просто, а Толстой каким-то странным важным барином из провинции: в цилиндре и в огромной медвежьей шубе. Я встретил их с любезностью, подобающей случаю...»

Согласно завещанию Шанявского, все строения дома номер 4 были переданы в дар городу, с непременным условием – здесь должен быть открыт первый «народный университет»

Примечательно, что в историю Арбата дом вошел как «доходный дом А. А. Лазарика — А. Л. Шанявского». Именно тут, в доме 4 и его пристройках, владелец здания, отставной генерал-майор Шанявский – золотопромышленник, человек состоятельный, – решил открыть народный университет, в котором могли бы учиться все желающие, независимо от вероисповедания, пола и национальности.

Смерть помешала Шанявскому превратить номера в аудитории и лекционные залы. Но после его кончины история получила продолжение: согласно завещанию Шанявского, все строения дома номер 4 были переданы в дар городу, с непременным условием – здесь должен быть открыт первый «народный университет».

Стараниями друзей и близких покойного генерала мечта была воплощена в реальность: осенью 1908 года народный университет имени Шанявского открыл свои двери для всех желающих получить высшее образование. И люди буквально хлынули туда: достаточно сказать, что уже первый набор 1908 года включал 400 слушателей!

Состав преподавателей поражал обилием великих имен: В. Брюсов, В. Вернадский, Е. Трубецкой, А. Кони, А. Кизеветтер, А. Ферсман, С. Муромцев и многие другие. Но и ученики были им под стать: в университете учились Сергей Есенин, Николай Клюев, Анастасия Цветаева, Янко Купала, Николай Тимофеев-Ресовский...

К 1912 году, когда открылись двери новых аудиторий в специально отстроенном здании на Миусах, слушателей было уже 3600, а к 1915 — свыше 5500, причем более половины составляли женщины. Но это, как говорится, уже совсем другая история. И другой дом.

Читайте также