Трехпрудный переулок, дом №2

История одной семьи, описанная в картинах

Под этим номером вообще-то числятся два дома. Первый, угловой, застроен в 1928 году кооперативом «Красный просвещенец» и не представляет особого интереса. А вот дом под номером 2А славен тем, что построен московским архитектором Сергеем Михайловичем Гончаровым, дальним родственником Натальи Николаевны Гончаровой, жены Александра Сергеевича Пушкина!

Одной из первых самостоятельных работ молодого архитектора стала перестройка родовой усадьбы в Большом Палашевском переулке. Диапазон работ Сергея Михайловича был достаточно широк – от перестройки зданий и постройки доходных домов, до проектирования церквей и усадеб.

Гончаров увлекался живописью и свое увлечение выражал в декорировании проектируемых зданий. Жизнь свою закончил в собственном доме в Трехпрудном.

И вот с этого момента начинается самое интересное. Потому что здесь же впоследствии жила и его дочь – знаменитая художница Наталья Сергеевна Гончарова с не менее знаменитым мужем Михаилом Федоровичем Ларионовым, одним из основоположников русского авангарда.

Как вспоминал В. Ходасевич в своей книге «Портреты словами», часто бывавший в доме на Трехпрудном, «мастерской нет – просто пустынная комната в какой-то мрачной квартире. <…>Для чаепития и закуски имеется небольшой стол, но чаще пришедшие друзья садятся на пол, подстелив под себя бумагу. Тарелок мало, есть стаканы и веселые цветные чашки. Эта неналаженность в хозяйстве никому не мешает. Здесь царит искусство – дерзкое, настоящее, молодое, и о нем все помыслы, разговоры, споры».

В гостях у этой оригинальной пары бывали многие представители тогдашней творческой богемы — Аристарх Лентулов, Илья Машков, Давид и Владимир Бурлюки и многие другие. Одних притягивала атмосфера дома, других очаровывала Гончарова, ее стать, умение поддержать разговор и, конечно же, очевидный талант и явная любовь к Ларионову.

Женщина особой русской неброской красоты, Гончарова была не просто гражданской женой Михаила, но его единомышленницей и помощником во всех творческих начинаниях. Мало кто знает, но в конце 1900-х, не без влияния Гончаровой Ларионов пробует (и весьма удачно) свои силы как скульптор.

Наталья Сергеевна и Михаил Фёдорович, безусловно, были неординарными людьми, взгляды которых не всегда совпадали с традиционным представлением об искусстве. До событий октября 1917 года цензура время от времени закрывала их выставки и изымала картины. Потом были эмиграция, успех, забвение и снова успех.

Удивительный факт: работы Гончаровой и Ларионова были востребованы на рынке, но эти двое редко продавали свои творения. Даже когда в 1950 году у Михаила отнялась правая рука, Гончарова не выставила картины на рынок, а начала работать «за Мишу», причем в свободное время она учила Ларионова рисовать левой рукой и заодно разрабатывала с ним правую руку! Любовь и терпение победили болезнь: Михаил выздоровел и вновь взял кисть в правую руку.

Примечательно, что, прожив совместно большую и весьма насыщенную событиями и людьми жизнь, брак свой они официально зарегистрировали только в 1955 году, а через 7 лет, в 1962 году, Натальи Сергеевны не стало.

Говорят, что они мечтали о возвращении своих работ в Россию. И это случилось, но значительно позже: в 1980-х Александра Томилина-Ларионова, вторая жена, вдова и наследница Михаила Ларионова, завещала Советскому Союзу все наследие художника и его первой жены Натальи Гончаровой. Ее дар Советскому государству хранится в Третьяковской галерее.

А в прошлом году Третьяковка сформировала новый вариант постоянной экспозиции с отдельным залом художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

«Мы всегда очень широко представляли работы Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова в своих постоянных экспозициях. В 2014 году галерея сделала масштабную ретроспективу Гончаровой, а несколько лет назад состоялась первая выставка Ларионова, – рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Ларионов и Гончарова – востребованные художники, цены на работы которых на рынке зашкаливают».

Остается лишь добавить, что на сегодня Гончарова – самая  высокооплачиваемая женщина-художница в истории мировой живописи: ее картина «Испанка», написанная в 1916 году, была продана в 2010 году за 6 425 000 фунтов, или 10 216 148 долларов США...

Читайте также